Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:38, контрольная работа
Философия Возрождения – это направление в европейской философии XV—XVI веков, которое характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время (XIV – XVI вв.) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени – эпохе капитализма.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика эпохи…………………………………………………5
2 Антропоцентризм философии возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества…………………………………………………………….9
3 Выдающиеся мыслители Возрождения: М.Монтель……………………….16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………..22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Философия
на тему: Философия эпохи Возрождения
Екатеринбург
2013 г.
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика эпохи…………
2 Антропоцентризм философии возрождения.
Натурфилософия и проблема человека и
общества…………………………………………………………
3 Выдающиеся мыслители
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..22
Философия Возрождения – это
направление в европейской
В эту эпоху на первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям.
Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживают глубокий кризис. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего, в области астрономии. Это эпоха Великих географических открытий.
Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культур и эстетической мысли того времени. В этих условиях складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир.
Главным в новом – гуманистическом – мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность – « универсальный человек».
Образцы нравственного, прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего в Италии) находили в наследии античности – памятниках культуры, искусства, литературы, философии, возрожденнных в это время. Отсюда и название культуры эпохи – Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissanse – возрождение).
Цель данной работы – исследовать
такое явление в истории
- дать общую культурную, социально-политическую и экономическую характеристику эпохи;
- раскрыть основные особенности философии Возрождения, такие как: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософию, новый подход к проблеме человека и общества;
- раскрыть на примере Мишеля Монтеня особенности философии того времени.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.
Обучение и научные
В 1436 году произошло событие, значение
которого в истории человечества
трудно переоценить – Иоганном Гуттенбергом
был изобретен печатный станок. Это
сразу же сыграло огромную роль в
распространении античного
В эпоху Возрождения начинается
новый этап развития науки: нерасчлененность,
характерная для древних
Особенно больших успехов
Путешествия Христофора Колумба (открытие Америки в 1492 г.), Васко да Гамы (открытие морского пути в Индию в 1498 г.), Америго Веспучи (1499 - 1504 гг.), Фернанда Магелана (1519 – 1522 гг.) и др. мореплавателей доказали шарообразность земли, привели к установлению очертаний большей части суши, расширили знания о Земле. В 1492 году был создан первый глобус (Бехайм) и составлена первая карта Европы и мира «Атлас» (Меркатор, 1569 г.)
Настоящей научной революцией стала
гелиоцентрическая система
Иоганн Кеплер открыл законы движения планет (1609г.). Галилео Галилей – законы механики(1632г.). Ученые дали математическую трактовку этих законов, благодаря чему впервые в истории развития человеческого понятия – понятие «закон природы» сделалось строго научным. Галилей изобрел телескоп (1609г.), совершил астрономические открытия, ставшие первыми неопровержимыми доказательствами правильности теории Коперника, первым стал систематически применять эксперимент в своих исследованиях.
В области математики также были достигнуты большие успехи. Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435г.), заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525г.), усовершенствована алгебра (Виет,1591г.).
Идеи древней медицины были подвергнуты критическому пересмотру врачом Теофастом Парацельсом, он один из первых способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Андреас Везалий изложил принципиально новое понимание анатомии человека (1543г.). Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения (1553г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Социально-экономические
Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.
Для новой философии была характерна резкая оппозиционность средневековой школьной учёности – изучению божественного (studia divinitatis).
В эпоху Возрождения происходит
радикальное изменение
Гуманисты упрекали традиционное схоластическое философствование за надуманность решаемых вопросов, их оторванность от реальных проблем, волнующих каждого человека. Освоение схоластической мудрости не только не развивает людей, а делает их замкнутыми в выдуманном мире сухих категорий, отчуждающих носителя мёртвых знаний от жизни. Схоластике гуманисты противопоставили изучение всего связанного с человеком (studia humanitatis). Это те дисциплины, которые мы с тех пор называем гуманитарными: грамматика, филология, риторика, история, педагогика, этика. Гуманисты утверждали, что только эти науки обогащают кругозор человека и содействуют развитию личности. Словом «гуманист» первоначально обозначался знаток и приверженец studia humanitatis.
Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную («божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.
На первый план гуманисты выдвигали изучение мира человека – общества и культуры. Гуманисты подвергли критике язык средневекового, схоластического философствования – вульгарную, варваризованную латынь. Такой язык, по их мнению, не может служить орудием истинного познания. Гуманисты считали, что необходимо вернуться к классической латыни Цицерона, Сенеки и других философов и поэтов римской античности. Во многом этим и был обусловлен интерес к изучению древней литературы и философии.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.