Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:59, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Введение…………………………………………………………2
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения…..…………………………………………………..4
Натурфилософия эпохи возрождения……………………………………………………….7
Покажите, с возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса……………………..………….……………………...10
Заключение………………………………………………………12
Список используемой литературы……
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Философии, истории и права»
ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа
Философия эпохи Возрождения
Выполнил :
Студент : Корякина Евгения Дмитриевна
Курс : 2
Зачетная книжка № : 100.16/120058
Преподаватель: к.п.н., доцент Егоров В.А.
Липецк 2013
Содержание
Введение
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутритечения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины, который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманистическая направленность
и социально-философское
Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм. Это привело к такому яркому явлению культуры Возрождения как гуманизм.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Возрождение античности и дало название всей эпохе. Оно самым непосредственным образом отразилось на всех составляющих культуры этой эпохи.
Многие идеи эпохи Возрождения зародились еще в XIII веке, когда основными были идеи Фомы Аквинского. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.
Первая особенность философии эпохи Возрождения – ее антисхоластическая направленность. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она развивается независимо от нее и строится в основном на ином понимании средневековых принципов.
В целом эта эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, которую она воспринимает в виде некоего идеала.
В числе специфических
Гуманистическая мысль этих авторов утвердила в сознании людей той эпохи много новых идей и ценностей. В их числе: личностое самосознание; деятельность подхода; достоинства личности; индивидуалистические тенденции.
В области социально-политической философии в эпоху Возрождения наиболее оригинален итальянский мыслитель Никколо Макиавелли. В его работах можно обнаружить немало новаторских для той эпохи идей: идея объективной исторической необходимости и закономерности в существовании государства; судьба предопределяет лишь половину наших действий; идея постоянного изменения государства; идея циклической смены форм государства.
Томас Мор был разносторонним писателем и политиком, лордом-канцлером Англии.
Частную собственность автор считал
причиной всех народных бедствий, поэтому
идеальное общество Мора основано лишь
на общественной собственности. Идеи равенства
в собственности и в
Томмазо Кампанелла включил в свою программу необходимость всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма. Его личная жизнь полна трагизма. За участие в заговоре он подвергался пыткам, чудом избежал смертной казни, провел в тюрьмах 27 лет, где и написал свои сочинения, среди которых знаменитое произведение «Город Солнца».
Кампанелла в своей утопии создал фантастический Город Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости. В этом городе отсутствует частная собственность, все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Труд соляриев совмещается с одновременным обучением. Жизнь людей упорядочена до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну, солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают. Женщины принадлежат всем мужчинам, моногамного брака не существует. Ребенка с самого рождения забирают от родителей и воспитывают в специальных школах, где обучают наукам и приучают к правилам коллективной жизни в Городе Солнца.
Таким образом, в эпоху Ренессанса
начал формироваться новый
Натурфилософия эпохи Возрождения
Натурфилосо́фия — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.
Наиболее яркое стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи(1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 – 1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта — эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании ("Наука — полководец, а практика — солдаты"). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания.
Николай Коперник. Заложил основы научной астрономии. Утверждал, что центральное место Земли и ее неподвижность, повлекли далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.
Николай Кузанский считал, что природа является производной от Бога, которая рассматривается как высшее абсолютное бытие. Присваивает природе божественные атрибуты (бесконечность в производстве, но не в той мере, что Бог, но все же). Выступает против теологического принципа о конечности Вселенной и сотворенности ее во времени, утверждает, что Земля не является центром Вселенной.
Джордано Бруно. Воплотил в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль. Активно использует положения диалектики Н.Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж.Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.
И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской философской классики.
Покажите с возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.
Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем.
Основным из возродившихся понятий античности стал материализм, утверждающий первичность бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению и духу. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. В Средневековье же материализм ушел на дальний план и был возрожден в натурфилософии Дж. Бруно и других деятелей эпохи.