Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 5
2. Антропоцентризм философии Возраждения. Натурфилософия и проблема человека и общества 11
3.Выдающиеся мыслители Возраждения: Никколо Макиавелли 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Власть мыслилась  только средством достичь справедливости, благосостояния, свободы или Бога. Макиавелли утверждает, что целью  является сама власть, и обсуждает  только средства взять, удержать и распространить ее. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему  ценностей, не зависимую от других источников. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Все позволительно, даже обязательно - вплоть до тягчайших преступлений. Макиавелли не считает мораль ниже государства, просто каноны власти и узы морали не соприкасаются.

 Для моралиста  выше всего этика, для священника - религия, для государственного  деятеля - интересы государства: «ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА...» Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно - спасет ли оно жизнь и свободу государства?"

Макиавелли  нигде не восхваляет аморальность ради аморальности, он не нигилист; он не отрицает общечеловеческих ценностей и не пытается их разрушить. Но у государственного деятеля нужды власти превалируют  над моралью. Не Макиавелли изобрёл  политическое убийство, предательство  и обман. Но до него они совершались de facto, и никто не пытался их узаконить. Старались не замечать или оправдывать, или, в лучшем случае, строго осуждать «отдельные эпизоды» (ибо эти преступления, как бы часто ни совершались, считались исключениями). Макиавелли, покончив с лицемерием, создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло превратились в его трактате из абсолютных категорий в относительные.

Использование яда - добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Это вовсе  не означает, что отравления вообще допустимы; цель политики - власть, то, что эффективно для ее достижения - добро, то, что неэффективно, - зло, если употребить религиозный термин - грех. Добродетели государя - решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже "величие" в изящных и великолепных преступлениях. У главы знаменитой семьи Борджиа, папы Александра VI, был личный палач и отравитель, занятый делом постоянно. Макиавелли пишет: «Александр VI только и делал, что обманывал, ни о чем другом не думал и находил случаи для этого; никто лучше его не мог давать заверения, подтверждая их сильнейшими клятвами, и никто не заслуживал меньше доверия; однако всегда он преуспевал в своих обманах». Сына Александра VI, Цезаре, Макиавелли боготворил: Цезаря убил своего старшего брата, убил мужа сестры... Имя прочим его преступлениям - легион, и жестокость его не уступала предательству и разврату. Именно Цезаре, как всеми признано, послужил Макиавелли моделью для образа Государя – «не найти лучшего примера, чем действия этого человека». Власть, считал Макиавелли, превыше всех социальных ценностей. Религия - оружие влияния и контроля в руках государя; там, где народ религиозен, его легко подчинить и дисциплинировать. Внимание к религии ведет к возвышению государства, а пренебрежение ею - к гибели. Страх перед Богом можно временно заменить страхом перед государем, но жизнь правителя коротка. И он должен поддерживать религиозные доктрины и веру в чудеса, даже зная, что это ложь, лишь бы было полезно для государства. Макиавелли критикует христианство, которое «прославляет, скорее, смирение и созерцательность, чем активное действие», идеализируя презрение к земным благам, подразумевает лишь стойкость мученика, не учит силе, с помощью которой совершаются подвиги. Суть в том, что Макиавелли - пессимист. Для пессимиста мир не меняется, не способен к совершенствованию, и разум не в силах справиться с жестокой правдой природы и истории. Преклоняясь перед «героями» (а только «герой» может создать государство), Макиавелли пренебрегал учреждениями. Он понимал, что при стабильных учреждениях реформатор не нужен. Макиавелли не понимал, что правильно организованные идеи и идеалы могут стать решающим оружием в политической борьбе. Кладбища истории усеяны трупами презирающих идеалы «реалистов» типа Наполеона, Вильгельма II, Гитлера и Муссолини. Все они недооценивали решающий компонент в борьбе - стремление человека к свободе. Эти «реалисты» умно и реалистично находили средства для осуществления своих завоевательных планов. Но что толку в реализме средств, если цель нереальна и безумна? Так как Макиавелли интересовали только средства захватить, удержать и расширить власть, а не цель государства, он не знал соотношения средств и цели. А цель не существует помимо средств, она постоянно формируется ими, в конечном счете, ничтожными средствами не достичь великой цели. Таким образом, можно усомниться, реалистичны ли методы Макиавелли даже с точки зрения власти. В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом, пропорционально их реальной власти, т.к. при такой конституции трудно осуществить революции, и поэтому возможен устойчивый порядок. Однако политика включает в себя так же вопрос о средствах. Если цель признается хорошей, то нужно избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Для достижения такой цели необходима сила. Часто она зависит от общественного мнения, общественное мнение от пропаганды, а в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника. Он был убежден, что: «христианство своим учением обессилило мир и отдало общество в руки мерзавцев». Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство - отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится с элитой. Последнюю (дворян, церковников, государственных служащих) он называл: «заклятыми врагами гражданской власти».

 Монарх  во имя интересов общества  должен в своей государственной  деятельности не руководствоваться  моральными принципами, а обязан  использовать обман, предательство,  хитрость и тому подобное.6

Заключение

 

Я считаю, что в отличие от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Рассмотрев данную работу видно, что решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм.

Как видно  в целом этот период действительно  отличается новизной и определёнными достижениями, что позволяет охарактеризовать его как этап перехода к новой европейской культуре.

Ренессансная философия противостояла  схоластическому знанию, но не в  смысле того, что она выработала иные онтологические основания для  этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию  старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену  самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской  философии. Поэтому философия возрождения  способствовала переходу европейской  философии от средневековья к  Новому времени.

Вместе с тем говоря о возрождении  античной культуры усилиями мыслителей эпохи Возрождения. Следует иметь  в виду, что это было не простое  усвоение культурных ценностей и  перенос их в новый контекст но, прежде, всего оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующего  Средневековья.

 

Список используемой литературы

 

 

1.Возрождение: Учебник. / Отв. ред. М.Л. Андреев.- 2007.

2.Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.

3.Рычков А.К. Философия: Учеб. пособие для вузов.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.

4.Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.

5.Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П.Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6.Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .

7.Фролов И.Т. Введение в философию.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.

8.Борисова О.Гуманист эпохи Возрождения // Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.

9.Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.

1 Борисова О.Гуманист эпохи Возрождения // Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.

2 Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004

         3 Возрождение: Учебник / Отв. ред. М.Л. Андреев.- 2007.

           4Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.

5 Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П.Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6 Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.

 


Информация о работе Философия эпохи возрождения