Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 03:13, реферат

Описание работы

Современная ситуация в нашем обществе по многим показателям сходна с ситуацией, породившей Ренессанс в западноевропейских странах. Возрождение индивидуальной свободы - фундамент всех гуманистических идей XIV- XVI веков - становится культурным идеалом и в нашем обществе. В политике это проявляется в развитии демократических идей, в изобразительном искусстве - в появлении небывалого разнообразия художественных представлений образа человека. Так в среде интеллигенции появляется новая форма самоорганизации - учебные сообщества, отмеченные свободой развития мысли и обращенные к самым разным философским традициям и направлениям.

Содержание работы

Введение 3
1. Итальянское и Северное Возрождение: понятие, истоки, особенности и хронологические рамки 5
2. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти 9
3. Культурно-историческое значение Реформации, Жан Кальвин и Мартин Лютер 12
Заключение 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Культура эпохи Возрождения.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1.   Итальянское  и Северное Возрождение: понятие,  истоки, особенности и хронологические  рамки 5

2.  Титаны  Возрождения: Леонардо да Винчи,  Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти 9

3.  Культурно-историческое  значение Реформации, Жан Кальвин  и Мартин Лютер 12

Заключение 17

Литература 19

 

 

Введение

Проблемы художественной культуры приобретают сегодня первостепенное значение в развитии всех сфер человеческого  бытия. Художественная культура выступает мощным регулятором поведения людей и образа их мышления.

Процесс обновления общества требует обращения к колоссальному  художественно-культурному потенциалу, накопленному человечеством за время  его существования. Освоение духовного  наследия народов и бережного  с ним обращения дает возможность  постичь смыслы забытых уроков истории, выявить живые, развивающиеся художественно-культурные ценности, без которых немыслимы общественное и личностное развитие.

Сейчас очень важно  адекватное современности понимание  истории мировой художественной культуры. Ее история культуры богата наличием постепенно сменяющих друг друга эпох, неповторимых и оригинальных по внутреннему содержанию. Ни одна эпоха прошлого не знала такого яркого и всестороннего расцвета личности, как эпоха Ренессанса. В художественной культуре Ренессанса человек выступает  как вершитель своих судеб  и судеб мира.

Идеалы Ренессанса - есть ценное культурное наследие и они  актуальны для современности, особенно потребны для молодёжи. Проблемы Ренессанса - совершенный человек, художественно-образная форма человека; эстетические категории  актуальны и в наше время.

Современная ситуация в нашем  обществе по многим показателям сходна с ситуацией, породившей Ренессанс  в западноевропейских странах. Возрождение  индивидуальной свободы - фундамент  всех гуманистических идей XIV- XVI веков - становится культурным идеалом и  в нашем обществе. В политике это  проявляется в развитии демократических идей, в изобразительном искусстве - в появлении небывалого разнообразия художественных представлений образа человека. Так в среде интеллигенции появляется новая форма самоорганизации - учебные сообщества, отмеченные свободой развития мысли и обращенные к самым разным философским традициям и направлениям. Человек Возрождения в своё время был «сражен» живописью Леонардо, Рафаэля, Дюрера, Джорджоне. Человек конца XX- начала XXI вв. переживает реформацию искусства Постмодерна. Можно предположить, что комплексный анализ процессов художественной культуры и духовного развития Ренессанса (в их национальной специфике) окажется полезным для осознания таких же процессов в нашем обществе и культуре. В этом и заключается особая актуальность данной работы.

Цель работы: дать характеристику культуре Возрождения и Реформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Итальянское и Северное Возрождение:  понятие, истоки, особенности и хронологические рамки

Терминами «Возрождение»  и «Реформация» называют целую эпоху  в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение - понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).

Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением - Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).

Истоки Возрождения можно найти в греческой и римской античности, но уже в культуре средних веков столкнулись христианские и языческие, античные тенденции. Их взаимодействие, продолжавшееся почти тысячелетие, разрешилось возвращением к античности в новом качестве.

Основа ренессансного  переворота - переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не «небесными» интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовало для своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой, гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию. Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда же появились университеты. Все это пробило брешь в теологическом мышлении и возродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но на мировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им по духу и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики, или те, «у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство»1, их легендарные или реальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир - на излете эпохи. В это же время обострилось восприятие противостояния гения и злодея, начались поиски смысла бытия человека, живущего не в созданном фантазией художника мире, а в реальной действительности. Выбор личности понимался совершенно конкретно: либо стремление к гармонии и богоподобию, либо злодейство. Серьезное значение приобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе. «На этом пути формируется человек, всеми своими достижениями обязанный только самому себе. Критерием же того, что он правильно распорядился своими внутренними ресурсами ... оказывается успех внешней деятельности»2 .

Среди истоков и предпосылок  становления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх, объединившись с городским  населением, изгонял феодалов и устанавливал свою власть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городским  населением, устанавливало республику, как, например, во Флоренции. Это освобождение сопровождалось усилением городской  культуры, ибо именно в ней концентрировались торгово-купеческие капиталы. «Речь идет не о внезапном появлении неких готовых буржуазных отношений, за которыми механически должно следовать Возрождение и новая, раннебуржуазная идеология - гуманизм. Истоки его - в наиболее раннем процессе ослабления феодальной экономики и феодальной идеологии, обусловленной всей предыдущей историей страны. Возрождение - это сложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма - экономических, политических, культурно-идеологических»1.

Основой культуры эпохи Возрождения, несомненно, был принцип гуманизма, утверждавший красоту и достоинства  реального человека, его воли и  разума и творческих сил. Гуманистическая  жизнеутверждающая культура этого  времени, а отличии от средневековой  культуры, носила светский характер. Культурные ценности Возрождения были освобождены от церковных догм и схоластики, что в значительной степени способствовало развитию науки. Восхищение реальным миром и страстная жажда его изучения привели к отображению в разных сферах искусства всех сторон действительности.

Важнейшую роль в становлении  искусства эпохи Возрождения  отыграло античное искусство, понятое  по-новому. Воздействие античных взглядов и искусства больше всего сказалось  на формировании культуры этого времени  в Италии, где удалось сохранить  большое количество древнеримских  памятников. Превосходство светского начала в культуре было вызвано утверждением в социальных кругах набиравшей силы буржуазии. Развивавшаяся гуманистическая направленность, ее оптимизм, общественный и героический характер ее образов интересовала не только буржуазию, но и представителей всех слоев общества.

Искусство эпохи Возрождения  формировалось, когда еще не начали проявляться последствия капиталистического раздела труда, пагубно влиявшие на процесс развития личности; а  находчивость, смелость, сила характера  и ум еще не потеряли своего значения. В это время создавались уникальные культурные ценности, вызывавшие иллюзию  бесконечных способностей человека. В искусстве все чаще появлялось изображение титанической личности. Удивительная яркость человеческого  характера в эпоху Возрождения нашла отражение и в искусстве. Это объяснялось тем, что герои того времени еще не были рабами процесса разделения труда, создававшего однобокость и ограниченность культурных процессов.

Из Италии возрожденческая  культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.

XII-XIV вв. - Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность1.

XIV-XV вв. - раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Вероккьо (живопись, скульптура).

Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) - Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.

XVI в. (с 1520 по 1540 г. и  с 1570 по 1590 г.) - позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме – художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).

Кризис итальянского Возрождения  совпадает с развитием и расцветом  Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в  Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат. - преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XV в., а само Северное Возрождение датируется XVI в.

2.  Титаны Возрождения: Леонардо  да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти

Искусство Высокого Возрождения  в Италии держалось на трех «титанах». Так в искусствоведческой литературы принято называть трех величайших гениев - Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. 

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор, поэт - с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Позднего, или Высокого, Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в этот период. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних его произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс. С 1546 года Микеланджело руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом. 

В одно и то же время с  Микеланджело творил итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер - Леонардо да Винчи (1452-1519). Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен им в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Леонардо да Винчи принадлежат также многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. 

Еще один итальянский живописец  и архитектор этого времени Рафаэль Санти (1483-1520) с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Его ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Его перу принадлежат многочисленные изображения Богоматери (наиболее известная из них - «Сикстинская мадонна», ок. 1513), а также художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519). Рафаэль также проектировал собор Святого Петра и строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

Почему мы называем их «титанами»? В античной мифологии титанами называли тех, кто осмелился бросить вызов  богам, желая сравниться с богами в могуществе. Но олимпийские боги жестоко покарали гордецов и свергли  их в тартар. Одним из титанов  был Прометей, который тоже бросил вызов богам, чтобы помочь роду человеческому. Он подарил людям огонь, но сам  стал жертвой мести богов: был  прикован к скале, и коршун клевал его печень.

Титаны Возрождения, так  же как античные полубоги, бросали  вызов Небу. В отличие от средневекового представления о ничтожности  человека, его слабости и греховности  перед всесильным Богом, они утверждали величие человека, безграничность его  возможностей и богатство дарований, причем не на словах, а на деле, своим собственным примером. Трудно даже представить, сколько талантов вмещалось в одном человеке!

В Леонардо да Винчи совмещались  таланты ученого (математика, механика, оптика, физика, биолога, анатома и  т. д.), художника (рисовальщика, живописца, скульптора и архитектора), философа и писателя. Микеланджело был одновременно скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Рафаэль, может быть, не был так многогранен, но его художественный дар был столь совершенным, что уже при жизни его называли Санти, то есть «божественный».

Информация о работе Философия Эпохи Возрождения