Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 03:13, реферат

Описание работы

Современная ситуация в нашем обществе по многим показателям сходна с ситуацией, породившей Ренессанс в западноевропейских странах. Возрождение индивидуальной свободы - фундамент всех гуманистических идей XIV- XVI веков - становится культурным идеалом и в нашем обществе. В политике это проявляется в развитии демократических идей, в изобразительном искусстве - в появлении небывалого разнообразия художественных представлений образа человека. Так в среде интеллигенции появляется новая форма самоорганизации - учебные сообщества, отмеченные свободой развития мысли и обращенные к самым разным философским традициям и направлениям.

Содержание работы

Введение 3
1. Итальянское и Северное Возрождение: понятие, истоки, особенности и хронологические рамки 5
2. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти 9
3. Культурно-историческое значение Реформации, Жан Кальвин и Мартин Лютер 12
Заключение 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Культура эпохи Возрождения.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Последний стремился испытать себя не только во всех сферах и областях материального и духовного производства, но и во всевозможных жизненных проявлениях и ситуациях1. Стремлению стать уникальным мастером - художником, поэтом, философом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая талантливых, одаренных людей чуть ли не религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.

Таким образом, в эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений.

3.  Культурно-историческое значение  Реформации, Жан Кальвин и Мартин Лютер

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. «reformatio» - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.

Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского богослова  Яна Гуса, который был сожжен как  еретик в 1415 году). Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого  священника и богослова Мартина  Лютера (1483-1546), который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге  свои 95 тезисов с осуждением продажи  индульгенций (грамот церкви об отпущении  грехов). Эти тезисы, предназначавшиеся  для ученого, богословского спора, очень скоро стали широко известны и вызвали неожиданно широкую  и ожесточенную полемику. Лютер стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что  церковь и духовенство не являются посредником между человеком  и Богом. Он отверг идею, что человек  может достигнуть спасения пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным  служением церкви; спасение возможно через личную веру, которая является божьим даром. В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения: Бог предопределяет людей к спасению, спасение вообще не зависит от усилий человека, это божья благодать.

Лютер провозгласил непререкаемый  авторитет Священного писания как  единственного источника веры. Он впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и  толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на духовенство  и мирян, провозгласив принцип всеобщего  священства: каждый верующий имеет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на народных языках.

В первой половине XVI века лютеранство  распространяется и в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется  еще одно течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский  теолог, который большую часть  своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере». Кальвин развил дальше позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни добрыми делами, никакими другими способами.

Но божественное предопределение  сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание, ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и бедности, считались признаками его печальной участи.

Критика Кальвином праздности и роскоши переходила в строгую  мелочную регламентацию личной жизни  верующих, которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в Нидерландах, Англии, Северной Америке.

Непосредственным результатом  Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности  христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви. Однако содержание, смысл и  результаты Реформации не исчерпываются  трансформацией христианства. Значение Реформации, как и Ренессанса, заключается  в переходном характере этой эпохи. Речь идет о переходе европейской  культуры от средневековья к ее новой  форме, культуре буржуазного общества, культуре современного типа. Эти эпохи  знаменовали собой рождение нового мировоззрения, новой системы ценностей.

Реформация во многом связана  с Ренессансом. Гуманистическое  движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов  в критике церкви содержался уже  в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд  существенных различий. Деятели Возрождения  развивали светские тенденции в  культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять  средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание1.

Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском  обществе новой трудовой этики. Складывание  нового отношения к труду и  богатству было обусловлено тем  значением, которое протестантизм  отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость, приумножение владения «на благо общине». Бога более всего радует богатство, нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.

Несмотря на то, что учение Лютера и Кальвина о предопределении  подразумевало отрицание свободы  воли человека, можно утверждать, что  Реформация способствовала становлению  человека со свободой нравственного  выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках1. У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум. Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной общины в делах веры (должность пастора избираема).

Значение разума (хотя и  в рамках протестантизма, обращенного  к вере) будет в полной мере осознанно  уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три

столетия - с XIV по XVI в. А в остальных европейских странах и того меньше - XV-XVI вв. Что же касается других стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным.

В социально-экономическом  и политическом отношениях, а также  хронологически эпоха Возрождения  в целом остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с  ϶ᴛᴏй позиции она во многом будет  переходной. Что же касается культуры, то здесь Возрождение действительно  составляет совершенно особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.

Ренессанс заложил основы современной нам западной культуры. Мировоззренческий переворот, произошедший в этот период, привел к созданию новой картины мира - в ней человек  занял центральное место. Вместе с тем эпоха Возрождения создала  новый идеал человека - творца, соединяющего в себе художественную и интеллектуальную одаренность, трудоспособность и стремление к самосовершенствованию.

Ренессанс - время становления, развития и, во многом, реализации идеи человека как совершенного, всесторонне развитого, человека, который сам выбирает свой путь и во многом определяет его. Ренессанс дал и конкретные примеры, универсализма и титанизма, приближающие жизнь к провозглашенному идеалу. Титаны Возрождения собственным жизненным путем каждый раз снова и снова доказывали это положение.

Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных  поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о  человеке и окружающем его мире.

Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе  человеческого духа и творческой основе любой деятельности придали культуре Возрождения бесконечное обаяние и сделали эту эпоху неисчерпаемым источником вдохновения для других времен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М.:РГГУ, 1995.-446с.
  2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 1996.-490с.
  3. Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI - начале XVII веков Учебное пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. - 310 с.
  4. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е  издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. 712 с.
  5. Розин В.М. Введение в культурологию.- М.: Форум, 2000. - С.139.
  6. Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск: Харвест, 2002. - 624 с.

1 Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е  издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - С.21.

2 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 1996.-С.13.

1Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.:Интрада, 1996.- С.16.

1Розин В.М. Введение в культурологию.- М.:Форум, 2000. - С.139.

1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М.:РГГУ, 1995.-С.205.

1 Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск: Харвест, 2002. - С.12.

1 Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI - начале XVII веков Учебное пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. – С.196.

 


Информация о работе Философия Эпохи Возрождения