Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 03:13, реферат
Современная ситуация в нашем обществе по многим показателям сходна с ситуацией, породившей Ренессанс в западноевропейских странах. Возрождение индивидуальной свободы - фундамент всех гуманистических идей XIV- XVI веков - становится культурным идеалом и в нашем обществе. В политике это проявляется в развитии демократических идей, в изобразительном искусстве - в появлении небывалого разнообразия художественных представлений образа человека. Так в среде интеллигенции появляется новая форма самоорганизации - учебные сообщества, отмеченные свободой развития мысли и обращенные к самым разным философским традициям и направлениям.
Введение 3
1. Итальянское и Северное Возрождение: понятие, истоки, особенности и хронологические рамки 5
2. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти 9
3. Культурно-историческое значение Реформации, Жан Кальвин и Мартин Лютер 12
Заключение 17
Литература 19
Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Последний стремился испытать себя не только во всех сферах и областях материального и духовного производства, но и во всевозможных жизненных проявлениях и ситуациях1. Стремлению стать уникальным мастером - художником, поэтом, философом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая талантливых, одаренных людей чуть ли не религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.
Таким образом, в эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений.
Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. «reformatio» - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.
Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик в 1415 году). Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера (1483-1546), который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов с осуждением продажи индульгенций (грамот церкви об отпущении грехов). Эти тезисы, предназначавшиеся для ученого, богословского спора, очень скоро стали широко известны и вызвали неожиданно широкую и ожесточенную полемику. Лютер стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.
Вопреки учению католической
церкви, Лютер провозгласил, что
церковь и духовенство не являются
посредником между человеком
и Богом. Он отверг идею, что человек
может достигнуть спасения пожертвованиями,
благочестием или даже беззаветным
служением церкви; спасение возможно
через личную веру, которая является
божьим даром. В рамки учения Лютера
входит и его изложение
Лютер провозгласил непререкаемый авторитет Священного писания как единственного источника веры. Он впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на духовенство и мирян, провозгласив принцип всеобщего священства: каждый верующий имеет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на народных языках.
В первой половине XVI века лютеранство распространяется и в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский теолог, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере». Кальвин развил дальше позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни добрыми делами, никакими другими способами.
Но божественное предопределение сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание, ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и бедности, считались признаками его печальной участи.
Критика Кальвином праздности и роскоши переходила в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих, которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в Нидерландах, Англии, Северной Америке.
Непосредственным результатом
Реформации явилось отпадение от
католицизма третьей
Реформация во многом связана с Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание1.
Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость, приумножение владения «на благо общине». Бога более всего радует богатство, нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.
Несмотря на то, что учение
Лютера и Кальвина о предопределении
подразумевало отрицание
Значение разума (хотя и в рамках протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.
Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три
столетия - с XIV по XVI в. А в остальных европейских странах и того меньше - XV-XVI вв. Что же касается других стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным.
В социально-экономическом
и политическом отношениях, а также
хронологически эпоха Возрождения
в целом остается в границах Средневековья,
в рамках феодализма, хотя и с
϶ᴛᴏй позиции она во многом будет
переходной. Что же касается культуры,
то здесь Возрождение
Ренессанс заложил основы
современной нам западной культуры.
Мировоззренческий переворот, произошедший
в этот период, привел к созданию
новой картины мира - в ней человек
занял центральное место. Вместе
с тем эпоха Возрождения
Ренессанс - время становления, развития и, во многом, реализации идеи человека как совершенного, всесторонне развитого, человека, который сам выбирает свой путь и во многом определяет его. Ренессанс дал и конкретные примеры, универсализма и титанизма, приближающие жизнь к провозглашенному идеалу. Титаны Возрождения собственным жизненным путем каждый раз снова и снова доказывали это положение.
Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о человеке и окружающем его мире.
Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе человеческого духа и творческой основе любой деятельности придали культуре Возрождения бесконечное обаяние и сделали эту эпоху неисчерпаемым источником вдохновения для других времен.
1 Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - С.21.
2 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 1996.-С.13.
1Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.:Интрада, 1996.- С.16.
1Розин В.М. Введение в культурологию.- М.:Форум, 2000. - С.139.
1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М.:РГГУ, 1995.-С.205.
1 Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск: Харвест, 2002. - С.12.
1 Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI - начале XVII веков Учебное пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. – С.196.