Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) – очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды – словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ГУМАНИСТОВ 7
3. НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА (ДЖ. БРУНО, КОПЕРНИК, Г. ГАЛИЛЕЙ). ПАНТЕИЗМ Н. КУЗАНСКОГО. 11
4. УТОПИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА И ТОММАЗО. КАМПАНЕЛЛЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Экзамен заочка.docx

— 55.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академии культуры и искусств»

 

Музыкально – педагогический факультет

Кафедра эстрадно – оркестрового творчества

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

по философии

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

 

Выполнил:

студентка заочного отделения гр. 221 ЭП

Курганова Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) – очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды – словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, и т.д. 
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Эпоха Ренессанса (Возрождения) – это переломная эпоха, изменившая мировоззрение человека.

Начинается развитие техники и инженерного искусства, более широкое применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических исследований.

Зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации, начинающимся в Европе в XV веке и выражающимся в приобретении самостоятельности, автономности по отношению к церкви и религии социально-политической, экономической, духовной жизни – философии, науки, искусства. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ориентированное познание природы.

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века – религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания – размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометсизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не « оковы души », которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.

 

2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ГУМАНИСТОВ

 

Для понимания особенностей культуры Возрождения существенное значение имеют его своеобразные черты. Первой и главной характерной чертой Возрождения является гуманизм. Гуманизм в переводе с латыни означает "человечность". В средние века это понятие использовалось как синоним совокупности природных качеств человека. Ренессанс возрождает античное понимание этого термина, которое происходит еще от Цицерона: humanitatis - это образованность, ученость, высокая нравственность. Это понятие, считали гуманисты, изначально заложено в уме самих людей и отражает божественные законы.

Под влиянием этой идеи развиваются все отрасли культуры того времени. Основные идеи ренессансного гуманизма это:

• признание ценности человеческой личности во всей совокупности ее неповторимых черт;

• интерес к природе, к реальному миру, в котором живет человек;

• высокая оценка искусства как деятельности, облагораживает человека и является непосредственным проявлением творческого божественного начала.

Ренессансный гуманизм является сложным явлением, которое создает свою особую концепцию человека, новое мировоззрение, меняет взгляд на истоки морали, на роль и место искусства в культуре.

Начиная с XIX в., Гуманизм становится одним из наиболее употребляемых терминов, а современную культуру вообще нельзя представить вне гуманизма. Это понятие получало много интерпретаций в зависимости от его использования. Наиболее общим является понимание гуманизма как идейного течения, считает человека высшей ценностью, признает бесконечность ее возможностей и принимает человека в совокупности его телесных и духовных качеств. Ренессансный гуманизм имеет свои особенности, которые зависят от тогдашней культуры и, в свою очередь, влияли на ее дальнейшее развитие.

Ренессансный гуманизм возникает как мироощущение, развивается как система взглядов, превращаясь в новое мировоззрение. В период Проторенессанса Данте обобщает всю систему мировоззрения и предусматривает ростки нового, которое было еще неощутимым для его современников.

Основы нового мировоззрения в его оформленном, классическом виде закладывает Франческо Петрарка (1304-1374). Так считает большинство современных исследователей и так же считали современники Петрарки. Ф.Петрарка стремится восстановления образа, который был искажен во времена Средневековья. Он создает идеализированный образ античности, который почти без изменений просуществовал два века. Античность для него и образцом для подражания, и одновременно недостижимым идеалом. Характеристика "античный" становится наивысшей похвалой. Новая гуманистическая идеология очень быстро находит сторонников как в Италии, так и за ее пределами.

Ф.Петрарка отрицает принципы схоластической науки, провозглашая основой подлинной науки культурный опыт, накопленный человечеством, а не систему мертвых "авторитетов". Он считает, что смысл настоящей, истинной философии - это совокупность знаний о человеке, среди которых главными должны стать этика, как учение о морали, и эстетика, как учение о прекрасном, потому что именно они рассматривают и раскрывают все богатство человеческой практики. Основной принцип познания: через познание "человеческого" – к познанию мира. Ф.Петрарка сводит знания к высшему этического принципа, который определяет земное бытие человека. Именно учение о земном предназначении человека и становится основой гуманистического мировоззрения.

Основными критериями при оценке человека становятся понятия добра и зла, причем считается, что добро присуще самой природе человека и является главной моральной нормой в ее отношениях с другими людьми.

В ХV-XI ст. возникает множество учений и школ гуманистов. Но всех их объединяет главное – вера в высокое предназначение человека. Виднейшими представителями ренессансного гуманизма были деятели, которые проявили себя во многих сферах творчества. Колюччо Салютати (1331-1406), друг Ф.Петрарка, выдающийся политик, канцлер Флорентийской республики, способствовал распространению гуманистической образованности, писал произведения на морально-философские темы.

Но самым выдающимся гуманистом XV в. считается Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Он был архитектором, математиком, философом, художником, поэтом, музыкантом, выдающимся теоретиком искусства. Он пишет первую грамматику английского языка, труды по картографии, по криптографии (тайнописи), создает свои знаменитые трактаты "О статуе", "О зодчество", "О живописи" и др.

 

Лореицо Валла (1407-1457) выдающийся гуманистический философ, который пытался воссоздать античную школу эпикуреизма. Он выступал против светской власти римских пап, рассматривал религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, которую можно рационализировать, то есть фактически отвергал теологию как таковую. Валла также считается выдающимся представителем неоплатонизма.

Марсилио Фичино (1433-3 499) был председателем флорентийской академии, которую создали по образцу академии платоновской. Развивая неоплатонизм, он приходит к пантеизму, где Бог не существует и не мыслится без природы и человека. Итак, в центре ренессансного образа мира - обожаемая человек. В Средневековье, конечно, также говорилось о тс, что мир создан для человека, но человек рассматривалась не сама по себе, а только в своем отношении к своему творцу. Возрождение же считает человека высшим творением природы, которое царит в ней.

 

3. НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА (ДЖ. БРУНО, КОПЕРНИК, Г. ГАЛИЛЕЙ). ПАНТЕИЗМ  Н. КУЗАНСКОГО.

 

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область – философия природы.

Философия природы – типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия, наиболее знаменитым представителем – Джордано Бруно.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создаются новые. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

 Новые тенденции  в науке получили отражение  в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна  Кеплера (1571- 1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на  котором происходило сражение  между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планете и о привилегированном положении человека во вселенной. Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить – великое делоутверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. Его основной труд «О вращении небесных сфер» вышел в год его смерти.

Галилео Галилей путем экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Главным произведением Галилея является «Диалог о двух главнейших системах, мира - Птолемеевой и Коперниковой» (1632). Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

Информация о работе Философия Эпохи Возрождения