Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:15, контрольная работа
Описание работы
Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) – очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды – словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 4 2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ГУМАНИСТОВ 7 3. НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА (ДЖ. БРУНО, КОПЕРНИК, Г. ГАЛИЛЕЙ). ПАНТЕИЗМ Н. КУЗАНСКОГО. 11 4. УТОПИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА И ТОММАЗО. КАМПАНЕЛЛЫ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Мыслитель рисует в
своей книге такое общество, где ликвидация
частной собственности привела к установлению
равенства.
Если большинство предшественников
Мора понимает коммунизм как общность
предметов потребления, то Мор в центр
внимания ставит общность производства.
В «Утопии» труд носит обязательный характер.
Все должны заниматься физическим трудом,
от которого освобождаются лишь ученые
и должностные лица на период исполнения
ими общественных обязанностей. Все население
«Утопии» занимается как ремесленным,
так и земледельческим трудом. Так как
здесь работают все, то при непродолжительном
рабочем дне население, по мнению Мора,
может быть обеспечено всем необходимым
Политическое устройство,
которое Мор считает идеальным, основано
на всеобщем равенстве и свободе. Его политический
идеал пронизан демократизмом. Все основные
должностные лица избираются народом,
отчитываются перед ними и должны действовать
в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются
всеми жителями "Утопии". Главная
обязанность должностных лиц состоит
в том, чтобы заниматься организацией
хозяйственного процесса
У Мора должностные
лица — не привилегированное сословие,
а слуги народа. Во главе государства стоит
выборное лицо, которое называется князем,
но которое фактически является президентом.
Мор пишет «Ни один чиновник не проявляет
надменности и не внушает страха. Их называют
отцами и они ведут себя достойно».
Подобное общественное
и политическое устройство ведет к высоким
нравственным качествам населения «Утопии».
Вследствие этого в государстве незначительное
число законов. Строй описанного им общества
Мор признает «не только наилучшим, но
также и единственным, который может присвоить
себе с полным правом название общества.
Именно, в других странах повсюду говорящие
об общественном благополучии заботятся
только о своем собственном. Здесь же,
где нет никакой частной собственности,
они фактически занимаются общественными
делами».
Социалистический
идеал Мора был ярким протестом как против
феодализма, так и против капиталистических
отношений. Тем самым Мор шел много дальше
буржуазных гуманистов, ибо объективно
выражал интересы и вековые мечтания трудового
народа о таком социально политическом
строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации
человека человеком. Замечательны высказывания
Мора, обращенные против захватнических
войн.
При всей своей прогрессивности
учение Мора было утопическим, ибо в материальных
условиях жизни того общества не было
предпосылок для построения социализма.
Ограниченность воззрений Мора, исходившего
из современного ему низкого уровня техники,
сказывается в том, что он ориентируется
на ремесленный труд и в его «Утопии» для
выполнения особо неприятных работ сохраняется
рабство.
Идеи утопического
социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла
(1568 – 1639) – мыслитель и борец за освобождение
Италии от иноземного ига. Автор труда
"Город Солнца", следуя за Мором, произведение
которого было хорошо ему известно, он
приходит к выводу, что причиной всех зол
в обществе является частная собственность.
Идеальный общественно-политический строй,
отвечающий интересам трудящихся – это
строй, основанный на общественной собственности
Именно такой строй
изображает Кампанелла на страницах своей
замечательной книги. В Городе Солнца
ликвидирована частная собственность,
средства производства принадлежат всему
обществу. Каждый гражданин Города Солнца
обязан трудиться, труд носит всеобщий
и обязательный характер, признается почетным
и благородным делом. В связи с тем, что
производительным трудом занято все население,
рабочий день сокращен до четырех часов
Потребление, как и производство носит
общественный характер, хотя здесь Кампанелла
стоит позади Мора, вводя общую собственность
даже на предметы одежды и личного обихода.
Интересны идеи Кампанеллы
о трудовом воспитании. Обучение в Городе
Солнца связано с производственным трудом.
Большое значение придается развитию
науки и техники.
Социалистические
принципы идеального общества влекут
за собой и изменение характера политического
строя. В Городе Солнца установлено равенство
мужчин и женщин, имеет место демократическая
организация государственной власти.
Во главе государства стоит первосвященник;
эту должность занимает самый мудрый и
образованный гражданин Города Солнца,
который сам уступает ее тому, кто окажется
мудрее и ученее его. Происхождение, знатность,
имущественное положение и т.п., все то,
что в любом эксплуататорском государстве
служит главным критерием при назначении
на государственную должность, не имеет
никакого значения, да и не может иметь
в Городе Солнца, где отсутствует частная
собственность, господствует общественная
организация производства и распределения,
всеобщий обязательный труд, где каждый
обязан трудиться. В силу этого здесь действует
совершенно иной принцип замещения должностей.
Должности распределяются в зависимости
от личных достоинств и способностей граждан
Города Солнца. «В нашем государстве, —писал
Кампанелла, - должности доставляются
исходя из практических навыков и образованности,
а не из благосклонности и родственных
отношений, ибо мы свели на нет родственные
связи. Каждый получает должность в той
сфере, в которой он отличается своей добродетелью.
И первые должностные лица не могут одних
возвеличивать, а других унижать, так как
они правят не по своему произволу, но
руководствуясь природой, и предназначают
для каждого пригодную должность». Все
граждане, достигшие 20-летнего возраста,
составляют Большой Совет, на собраниях
которого они решают вопросы контроля
за действиями должностных лиц.
Выступая в защиту
простых людей, Кампанелла писал, что жители
Города Солнца «того почитают за знатнейшего
и достойнейшего, кто изучил больше искусств
и ремесел и кто умеет применять их с большим
знанием дела. Поэтому они издеваются
над нами за то, что мы называем мастеров
неблагородными, а благородными считаем
тех, кто не знаком ни с каким мастерством,
живет праздно и держит множество слуг
для своей праздности и распутства, отчего,
как из школы пороков, и выходит на погибель
государства столько бездельников и злодеев».
Кампанелла искренне мечтал о создании
идеального политического общества. В
трактате «О наилучшем устройстве государства»
он говорит, что Мор «описал вымышленное
государство Утопию с той целью, чтобы
мы по его образцу создали свое государство
или, по крайней мере, его отдельные устои».
При этом Кампанелла допускает, что если
даже не удастся полностью претворить
в жизнь идею такого государства, то все
же описание его имеет большое значение,
как «образец для посильного подражания».
Мыслитель отмечает, что идеальное государство
не дается богом. Он писал: «Мы же изображаем
наше Государство не как государственное
устройство, данное Богом, но открытое
посредством философских умозаключении».
Его идеальное государство создается
на основе разума, что отмечал К. Маркс,
говоря о Кампанелле как о мыслителе, который
наряду с Макиавелли, Боденом и другими
начал рассматривать государство «человеческими
глазами» и его естественные законы выводил
не из теологии, а из разума и опыта. Естественно,
что во взглядах Кампанеллы на идеальный
общественно-политический строй много
наивного и утопического: он смешивал
право с нравственностью, не сумел порвать
полностью с религиозной идеологией.
Утопические черты
в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности
и аскетизма были характерны для того
времени. Однако эти черты не могут умалить
большого значения «Города Солнца», в
котором Кампанелла на заре капиталистического
общества увидел отдаленные очертания
общества, свободного от угнетателей
В трудах Мора и Кампанеллы
не говорится о путях преобразования существующего
общественно-политического строя в идеальное
государство, основанное на общественной
собственности и действующее в интересах
народа. Однако, несмотря на историческую
ограниченность социалистических утопий
этих мыслителей, в их произведениях нашли
яркое выражение мечты народных низов
о лучшем будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философию эпохи Возрождения
отличал ярко выраженный антропоцентризм.
Если в Средневековье человек рассматривался
не сам по себе, а только в рамках своих
отношений с Богом, то для Возрождения
характерно изучение человека в его, так
сказать, земном образе жизни. Формально
мыслители этой эпохи по-прежнему ставили
в центр мироздания Бога, но преимущественное
внимание уделяли уже не ему, а человеку.
Человек рассматривался как деятельная
творческая личность — будь то в искусстве,
политике, технике и т. д. Феодальному аскетизму,
авторитету церкви, вере в потусторонний
мир противопоставлялись светские интересы
и полнокровная земная жизнь.
Освобождение от духовных
оков привело к необычайному расцвету
искусства и литературы, становлению гуманистического
мировоззрения.
Культура Возрождения
была ориентирована не только на человека,
но и на новое истолкование мира. Средневековье
в первую очередь продолжило концепцию
Аристотеля (которая основывалась на представлении
о пассивной материи и налагаемой на нее
формы). Впрочем, некоторые философы Средневековья
полагали, что формы содержатся в потенции
в самой материи. Но эта точка зрения была
скорее исключением, чем правилом. Для
натурфилософии Возрождения характерны
следующие основные особенности:
пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога;
идея тождества микро- и макрокосма и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;
гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;
качественная интерпретация природы.
Два с половиной столетия
Возрождения – от Петрарки до Галилея
– знаменуют собой разрыв со средневековой
традицией и переход к новому времени.
Этот этап явился закономерным и необходимым
в истории философской мысли. Не было непосредственного
перехода от “Сводов" Фомы Аквинского
к “Рассуждению о методе” Декарта, от
поисков парижских и оксфордских номиналистов
XIV в. к новой физике и механике Галилея.
Однако было бы неверно сводить роль философии
Возрождения только к разрушению или изживанию
схоластической традиции. Мыслителями
XIV-XVI вв. была разработана картина мира
и человека, глубоко отличная от средневековой.
Эта новая картина
мира означала прежде всего крушение иерархии
и десакрализацию космоса. На смену учению
о сакральной структуре мироздания, о
ценностной иерархии пространства, о противостоянии
бесконечности бога конечности мира, вечности
- временному и тленному бытию приходит
новое представление об однородности
физическою пространства вечной и бесконечной
Вселенной. В новом физическом космосе
нет разделения на тленную земную и нетленную
небесную субстанцию, на неподвижный тленный
земной мир и вечный движущийся мир небесных
тел. В нем – в конечном счете в инфинитистской
космологии Джордано Бруно – снимается
деление мира на конечный замкнутый материальный
мир и нематериальную окружающую его бесконечность.
Конечное предстает как проявление бесконечности,
мир земной и человеческий вписывается
в бесчисленное множество миров в беспредельном
пространстве. Вечность из атрибута божества
превращается в атрибут бесконечной Вселенной,
и антитеза вечного и временного утрачивает
прежний смысл: всякое данное мгновение
и есть проявление и осуществление вечно
текущего бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Аблеев, С. Р. История мировой философии [Текст] / С. Р. Аблеев. – Москва : Астрель, 2004. – 414 с.
Лавриненко, В. Н. Философия. Серия: Institutiones [Текст] / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, А. К. Уледов, А. В. Федотов и др. – Иркутск : Юристъ, 1998. – 276 с.
Перевезенцев, С. , Антология философии
Средних веков и эпохи Возрождения [Электронный ресурс] // Информационный портал
«Электронное чтение». – Режим доступа : http://www.e-reading.ws/book.php?book=102164 (дата обращения 3.06.2014).
Радугин, А. А., Философия. Курс лекций – 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст] / А. А. Радугин – Москва.: Центр, 2004. – 336 с.
Спиркин, А. Г. Философия: Учебник, 2 – е издание [Текст] / А.Г. Спиркин. – Москва: Гардарики, 2002. – 736 с.