Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Ситуация в Западной Европе в XIV - XV вв. складывалась следующим образом. Несомненным элементом капиталистической системы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально мало поддерживал мануфактуры. Деньги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших функции кредитных касс, не вкладывались в организацию производства капиталистического типа. Они, наоборот, шли на усиление элементов феодальной организации, хотя наживались в конечном счете за счет товарного обмена, ремесленного и мануфактурного производства и торговли.

Содержание работы

Содержание
1. Предпосылки возникновения новой культуры…………………….….3-4
2. Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………..4-8
3. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения….......8-12
4. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители……12-14
Приложение № 1…………….……………………………………………...15
Литература……………….……………………………………………..…..16

Файлы: 1 файл

Философия эпохи возрождения.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Философия эпохи  возрождения

Содержание

1. Предпосылки возникновения  новой культуры…………………….….3-4

2. Общая характеристика  эпохи Возрождения…………………………..4-8

3. Гуманистическая мысль  и представители эпохи Возрождения….......8-12

4. Натурфилософия эпохи  Возрождения и ее яркие представители……12-14

Приложение № 1…………….……………………………………………...15

Литература……………….……………………………………………..…..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки возникновения культуры.

Ситуация в Западной Европе в XIV - XV вв. складывалась следующим образом. Несомненным элементом капиталистической  системы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально  мало поддерживал мануфактуры. Деньги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших  функции кредитных касс, не вкладывались в организацию производства капиталистического типа. Они, наоборот, шли на усиление элементов феодальной организации, хотя наживались в конечном счете  за счет товарного обмена, ремесленного и мануфактурного производства и  торговли.

Капиталы, полученные в результате ростовщической деятельности мало вкладываются в развитие производства собственно капиталистического типа. В частности, в Германии, торгово-ростовщические капиталы лишь в незначительной степени  затрачиваются на поддержание мануфактур, типографий, плавилен и других раннекапиталистических предприятий; львиная их доля ссужается  церковным и светским феодалам, императору и членам немецкого епископата. Такая  же картина наблюдалась и в  других странах Западной Европы, в  том числе и Италии. На деньги ростовщиков содержатся наемные  княжеские армии и другие орудия позднефеодального неэкономического принуждения.

Мануфактуры XIV-XV вв. в основном не превратились в капиталистические  предприятия. Во многих случаях они  просто разорились и прекратили свое существование.

Непосредственные производители  в период позднего средневековья  находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости  от собственника земли, изымалась большая  часть производимого продукта; большие  налоги за пользование землей и непомерные платежи за сырье.

Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения  Европы - все это вытесняет последние  надежды

на устройство земной жизни  и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством  от религий востока и широко представленного  в Ветхом Завете признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.

Почву для распространения  идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации от подобного понимания мистицизма не остается и следа. Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.

 

2. Общая характеристика великой  эпохи

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский  культуролог И. Хейзинги так и  прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения  является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти  две эпохи, но и определить их связи  и точки соприкосновения. Эпоха  Возрождения оказала большое  влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху  Средневековью как периоду темноты  и невежества. Но своеобразие этого  времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.

Эпоха Возрождения - это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что  упадет тот, кто на небе ищет опоры  для лестницы своей жизни, и что  он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

В формировании ренессансного  мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения  обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание  человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как  носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое  и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также  изучение античных текстов и использование  языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской  традиции портретных бюстов. Возрождение  античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится  как «возрождение».

Обучение и научные  исследования больше не были исключительно  делом церкви. Возникли новые школы  и университеты, проводились естественно-научные  и медицинские эксперименты.

В архитектуре ведущую  роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские  дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали  своим постройкам величественную ясность  гармоничность и соразмерность  человеку.

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию  мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники  начали использовать перспективу, отказавшись  от плоскостного изображения. Объектами  искусства стали человеческое тело ( в т.ч. обнаженное), классические и  современные сюжеты, а также религиозные  темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро  дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

В музыке, проникающейся  гуманистическим мироощущением, развивается  вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых  музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.

В Италии зарождались капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между  городами-государствами. Научные и  технические открытия, такие, как  изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано  выше. Важнейшая особенность философии  Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная  черта - создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная  особенность философской мысли  Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм

заключался в том, что  соединение с Богом происходит в  результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий  в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и  специальными молитвами.

Гуманизм переменил точку  зрения. Человек был поставлен  в центр как существо, подобное богу в результате его собственных  творческих способностей. Антропоцентризм  как фокус мировоззрения гуманистовозначал  замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического  мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального  сближения с богом на путях  творческой деятельности, запечатленной  тогда в стольких произведениях  искусства, до сих пор восхищающих  людей.

 

3. Гуманистическая мысль и представители  эпохи Возрождения.

          Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.

Родоначальником гуманизма  единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется  принципиально новый подход к  оценке античного наследия. По убеждению  Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление подняться  до высот античной культуры и в  то же время переосмыслить и в  чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию  на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи  Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее как личность,

чем более его поведение  соответствовало нормам, принятым в  корпорации. Он утверждал себя через  максимально деятельное включение  в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся  от индивида. Человек эпохи Возрождения  постепенно отказывается от универсальных  средневековых понятий, обращаясь  к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в  котором огромную роль играет понятие  деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого  подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбаы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться»11 Цит. По: Реале Дж. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» - Спб.: Петрополис, 1994г- С. 247.

Информация о работе Философия эпохи возрождения