Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Ситуация в Западной Европе в XIV - XV вв. складывалась следующим образом. Несомненным элементом капиталистической системы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально мало поддерживал мануфактуры. Деньги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших функции кредитных касс, не вкладывались в организацию производства капиталистического типа. Они, наоборот, шли на усиление элементов феодальной организации, хотя наживались в конечном счете за счет товарного обмена, ремесленного и мануфактурного производства и торговли.

Содержание работы

Содержание
1. Предпосылки возникновения новой культуры…………………….….3-4
2. Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………..4-8
3. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения….......8-12
4. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители……12-14
Приложение № 1…………….……………………………………………...15
Литература……………….……………………………………………..…..16

Файлы: 1 файл

Философия эпохи возрождения.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно  считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Так, например, в своем сочинении он пишет о том, что не понимает тех личностей, которые готовы умереть за родину. «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она»22 Цит. По: Валла Л.О. «О наслаждении»//Антология мировой философии, 1970. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь

Лоренцо Валла утвержает, что ради спасения индивидуальной жизни  позволено предательство.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи  о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного  образа, ни особой обязанности, чтобы  и место, и лицо, и обязанности  ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению»33 Джовании Пико делла Мирандола . «Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса.Антология - М.:Искусство, 1981. Здесь Пико утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек волен стать тем, кем пожелает. Достоинство человека - в его свободе.

Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону  утверждения самоценности индивидуального  бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия  человека как творческого существа порождает и неопределенность его  нравственных решений, думается, был  найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть  добрых людей, страх, беспокойство и  тяжелые муки совести»44 Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.: 1986.-с.189 . Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же, сам решать, какую идею ему принять.

Такой подход принципиально  расходится с прежней логикой  философского мышления, пытающегося  навязать человеку единственное основание

нравственного выбора и призывающей  строить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненным  принципом.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) также являлись яркими представителями самой гуманной эпохи. В их рассуждениях, также, как и у Джованни Пико, проявлялась тенденция к обожествлению человека. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени…Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса - как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог»55 Кампанелла Т. «О превосходстве человека над животными и о божественности его души - М.:Искусство, 1981. В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога в философии гуманистов предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пророков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями  церкви.

 

4. Натурфилософия эпохи Вохраждения

              Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы  нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео  Галилея (1564-1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению  образа мира, но и представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой.

Леонардо  да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель ( в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды ( приложение 1).

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени  было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как  опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на

геоцентрической системе  Аристотеля-Птолемея. Вот почему и  сегодня при упоминании о любом  значительном изменении употребляют  выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл  их «коперниканской революцией».

 

 

Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. опроверг ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

 

Джордано  Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и философ. Он был , если так можно выразиться, старшим современником Галилея.

Дж. Бруно видел характерное  для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических  отношений. В его идеях о будущем  общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется  развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в  промышленном процессе. Бруно резко  выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.

Джордано Бруно утверждал, что Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными . Природа - неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное - два главных  понятия в философии. Он отказывался  от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).

 

 

 

Приложение № 1

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия  по философии - М.:Тк Велби, Изд.  Проспект, 2004. - 576с.

2. Гуревич А.Я. Категории  средневековой культуры - М.: Мысль, 1972. - с.273

3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник - М.: академический  Проект, 2003. - 656с. - (“Gaudeamus”).

4. Кузнецов В.Г., Философия:  учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с.

5. Любимов Л.С., Искусство  Западной Европы - М.: Просвещение, 1996

6. Прохоров А.М., Советский  Энциклопедический словарь - М.: Советская  энциклопедия, 1990 - 1631с.

7. Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков  до наших дней - Спб.: Петрополис, 1994

8. Сидорина Т.Ю., Философия:  учебник -М.: Гардарики, 2003. - 828с.

 


Информация о работе Философия эпохи возрождения