Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является раскрыть тему: «Философия эпохи Возрождения».
Вопреки цели контрольной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть гуманистическую направленность и социально-философское содержание философии Возрождения;
раскрыть натурфилософию эпохи Возрождения;
показать, с возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения…………………………………………………………4
2.Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………………7
3.Практическое задание…………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Философия 10 вариант.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

Кафедра философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения»

Вариант № 10

 

 

 

 

                                      Преподаватель

                                              Работа выполнена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Гуманистическая направленность  и социально-философское содержание  философии Возрождения…………………………………………………………4

2.Натурфилософия эпохи  Возрождения…………………………………………7

3.Практическое задание…………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия эпохи Возрождения - важный этап развития философской мысли. Философия эпохи Возрождения господствовала в период с XIV по начало XVII в. В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения рассматривается широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Целью контрольной работы является раскрыть тему: «Философия эпохи Возрождения».

Вопреки цели контрольной работы поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть гуманистическую направленность и социально-философское содержание философии Возрождения;
  2. раскрыть натурфилософию эпохи Возрождения;
  3. показать, с возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса.

 

1.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В философии Возрождения человек  не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

Гуманизм является одной частью философии Возрождения. Гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.

Представителями в эпоху Ренессанса о сущности социальной теории Возрождения являлись: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампелла. [2,стр.56]

Никколо Макиавелли в своих работах пытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и ее упрочение. Поэтому ведение государственных дел - трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т.ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

Философская мысль эпохи  Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочел действительность воображаемому.

Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Произведением Т. Морта является «Утопия», в котором описана жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете. [4,стр.46]

Представляя картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех ее сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Итальянский философ, поэт, политический и религиозный деятель. Многогранность личности определила его мировоззрение, которое нельзя оценить однозначно. В философии он натурфилософ, но не принимает, например, учение о бесконечности Вселенной Бруно и Галилея. В своем социальном учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Он выражает мысль о необходимости существенных общественных преобразований, направленных на установление царства божия на земле, в то же время призывает на основе нравственных устоев человеческих отношений ликвидировать частную собственность, неравенство людей, эксплуатацию. И в то же время он убежден в возможности реализации этого переворота революцией народа.

Наиболее полно его  социальная концепция изложена в работе «Град Солнца». Несомненно, эта концепция утопична уже потому, что всеобщее социальное преобразование он мыслит на основе общности имущества. Государственное устройство солнечного града представляет собой идеализированную теократическую монархию, во главе которой стоит жрец, первый духовник, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами войны и мира, ремесла и свободными искусствами, наукой и образованием. В идеальном коммунистическом обществе упразднена семья, вопросами контроля рождаемости занимаются представители власти, дети воспитываются государством.

Будущее человечества он видит  во всемирном объединении людей («Монархия Мессии»), в реальности ее должен возглавлять папа. [3,стр.96]

Социальная теория Кампанеллы еще более утопична, чем концепция  Мора, в том числе и потому, что она не является результатом  социального анализа противоречий той эпохи и сама крайне противоречива.

И тем не менее в ней  есть много положительных сторон. Так, Кампанелла предсказывает огромную роль науки в социальном прогрессе, говорит о роли образованности и  культуры народа, о путях ликвидации войн и др.

Таким образом, Мор и Кампанелла стоят у истоков утопического социализма, наиболее полно развитого в ХIХ в.

2. НАТУРФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Возникновение натурфилософии, т.е. философии природы, свободной от непосредственного подчинения теологическим  умозрениям.

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху  Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и  естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования  Бога, она отождествляла его с  природой.

Учение к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно.

Рассматривать идеи Леонардо в историко-философском плане не просто, и прежде всего потому, что его деятельность в общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на основе античных доктрин. Место гениального мастера в философском развитии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследовательской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.

Среди записей Леонардо есть такие, которые свидетельствуют  о его конфликте не только со схоластической, но и с гуманистической ученостью, оперировавшей огромным материалом разнообразной мудрости, почёрпнутой в книгах.

Специфика методологии Леонардо состоит в том, что он стремился  к максимально конкретному пониманию  опыта и по возможности к точному  уяснению его роли в деле достижения истины.

Огромной философско-мировоззренческой проблемой, Леонардо, была проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы.

Тезис гуманизма о царстве  человека фактически превращался у  Леонардо в положение о превосходстве  человека над природой. Равнодушный  к религии своей эпохи, Леонардо все же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу. [1,стр.89]

Николай Коперник - экономист, ученый гелиоцентрической системы мира и т.д. В учении Коперник исследовал природу независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних.[5, стр.133]

 

Николай Кузанский (1401-1464) - представитель  натурфилософии. Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения.

Онтологическому учению Кузанского о боге и космосе и их диалектической связи соответствует в его гносеологии представление о предмете познания. Итак, единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и истолкованный бог.

Кузанский отвергал учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Было бы неверно видеть в космологических построениях отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождении от религиозного толкования.

Джордано Бруно - представитель позднего Ренессанса. Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть ни чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно - пантеист. Пантеизм - учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж.Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени. Можно говорить, Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения.

 

3. ПОКАЖИТЕ, С ВОЗРАЖДЕНИЕМ  КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ  СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА

Новая эпоха осознает себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть «Возрождение».[6, стр.82]

В период античности происходило обусловленное освобождение человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение человека как индивидуальности, у которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д. И философы этого времени рассматривали (изучали) субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. На этом далее строится философская мысль эпохи возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и богом. Человек эпохи Возрождения не только возвышается в рамках иерархической картины бытия, но «взрывает» саму эту иерархию и возвращается к природе, а его отношения с природой и богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира (отождествляет бога и природу).

Информация о работе Философия эпохи Возрождения