Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:57, контрольная работа
Философия Карла Генриха Маркса - это вершина европейской философской мысли, которая была начата в античности. Являясь порождением специфики античной философии, философия Маркса стала принадлежностью мировой философской мысли о человеке, обществе, государстве.
И до марксистской философии многие мыслители рассматривали историю как качественно изменяющийся, развивающийся процесс во времени (принцип историзма). Такие идеи высказывали Вольтер, Руссо, Гегель и другие мыслители. Но история рассматривалась или с точки зрения идеализма, как, например, философия Гегеля, который видел в истории самореализацию объективного духа, подчеркивая закономерный характер развития истории от низших ступеней к более высоким. Но все же реальные мотивы истории оказывались в тени. Или историю рассматривали как повторение законов развития природы в обществе, но обладающей прогрессивным изменением (французские материалисты XVIII века). Своеобразная натурализация истории.
В марксистской же философии вырабатывается принцип диалектико-материалистического понимания истории. Где исторический материализм и есть подлинная наука об обществе и истории. Исходным постулатом является утверждение, что история есть результат деятельности самих людей и никого больше. Поэтому история предстает собой процесс смены прогрессирующих от эпохи к эпохе средств производства.
Именно материальное производство определяет ту или иную форму общения или гражданского общества. История в таком разрезе представляет собой закономерный процесс смены одних социальных организмов другими. Отсюда выводится тезис, что коммунизм является высшей и неизбежной формацией в историческом развитии человечества.
Структурными элементами исторического материализма являются производительные силы и производственно-экономические отношения. Производительные силы составляют сами люди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности, орудийная техника и технология, которые находятся в распоряжении людей и которые, содержательно, функционально, качественно изменяются. В качестве особой производительной силы выступают и силы природы, освоенные человеком и включенные в процесс производства. Производственно-экономические отношения представляют собой сложную систему отношений между людьми, в которые вынуждены вступать субъекты производства. Это, прежде всего, технологические отношения, представляющие техническое овладение людьми орудиями производства. Своеобразное, исторически изменчивое технико-технологическое разделение труда. Экономические отношения между людьми, возникающие в процессе производства, предстают в виде отношения к собственности на средства производства. В содержательном плане они проявляются как владение, распоряжение, управление собственностью на средства производства. Наконец, элементом производственно-экономических отношений являются отношения по поводу распределения произведенных материальных благ, принципы которого определяются отношением к собственности на средства производства и которые далеко выходят за границы самого производства, распространяясь на все общество.
Производственно-экономические отношения и составляют тот реальный базис общества, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». В марксистской философии был сформулирован методологический принцип понимания история: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовные процессы жизни вообще. Не сознание определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием в марксистской философии понимается процесс жизни людей, «производство самой материальной жизни», производство материальных условий жизни и производство самих людей.
Основоположники исторического материализма особо отстаивали мысль, что способ производства лишь в конечном итоге, опосредованно определяет и сознание людей, и духовную жизнь. Общественное сознание, состояние духовной и политической жизни обладают относительной самостоятельностью по отношению к собственному базису и могут активно влиять на его развитие. Способствовать его развитию, сдерживать его развитие и действовать против его развития.
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы
Для понимания сущности истории как естественноисторического процесса с присущими ему объективными законами в марксистской философии вводится особая категория - общественно-экономическая формация. Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.
К. Маркс видит общественно - экономическую формацию как «конкретно-исторический тип общества, представляющий собой целостную социальную систему, определяемую способом производства материальной жизни, прежде всего производственно - экономическими отношениями между людьми, и подчинённую определенным законам возникновения, функционирования и перехода на другую, более высокую ступень развития (к другой общественно-экономической формации)».
Марксистская философия выделяет пять типов общественно-экономических формаций (также как и средства производства):
1. Первобытнообщинная (первобытный коммунизм) с присущей ей общественной собственностью на средства производства, отсутствием социальной дифференциации и уравнительным принципом распределения материальных благ. В силу чего индивиды в этом обществе не отделяли себя друг от друга.
2. Рабовладельческая формация с присущей ей особой формой частной собственности, которая распространяется не только на орудия производства, на землю, но и на особый отряд людей (рабов), которые рассматривались как «говорящие орудия Общество приобретает иерархически-классовый характер, структуру: формируется общество богатых и бедных, имущих и неимущих.
3. Феодальная общественно-экономическая формация, в которой основной формой частной собственности становится земля, как основное средство производства. Появляется корпоративное ремесленное производство с различными его видами. Экономически и политически господствующим классом являются феодалы, крупные землевладельцы. Появляется класс крестьян, находящийся как в личной, так и в экономической зависимости от феодалов. Церковь, ее служители и институты, являясь крупным собственником на землю, составляли особое сословие. Так называемое третье сословие. Наряду с этим существуют большие социальные группы ремесленников, торговцев. Эта формация также эксплуататорская.
4. Буржуазная (капиталистическая) общественно-экономическая формация, возникшая в XV веке и к концу XIX века достигшая высокого уровня развития. Ее экономической базой является частная собственность на орудия производства в виде промышленного, машинного производства и на капитал, приобретающий форму финансового капитала. Появляются новые классы: капиталисты, буржуа, рабочий класс, который оказывается в экономической, а не в личной зависимости от экономически господствующего класса. С точки зрения марксистской философии эта формация хотя и наиболее прогрессивная, но остается эксплуататорской, которая препятствует всестороннему развитию человека. Капиталистическая общественно-экономическая формация рассматривается ими не как венец и конец истории, а как историческая предпосылка для качественно нового уровня и этапа развития истории, новой общественно-экономической формации.
5. Новым этапом развития истории, ее высшей ступенью основоположники марксистской философии считают коммунизм.
Переход от одной формации к другой осуществляется в результате социальной революции. Причиной ее является конфликт между производственными силами и производственными отношениями, когда эти отношения из форм развития производственных сил превращаются в их оковы. Противоречия между производственными силами и отношениями проявляются в виде классовой и политической борьбы различных социальных групп общества.
Смена общественно-экономических формаций происходит с естественно - исторической необходимостью. Ни одна из формаций не сходит с исторической арены прежде, чем разовьются и будут исчерпаны все ее сущностные силы. В своей всемирной истории общество не может ни перескочить естественные фазы развития, ни отменить последние декретами.
Марксистская философия убеждена, что на смену эксплуататорскому капитализму, господствующему в ХIХ в., придет коммунизм, который выражает основное требование истории - всестороннее развитие человека, его способностей и дарований, его творческое саморазвитие без каких-либо внешних ограничений и регламентаций.
Вся предыдущая человеческая история, с точки зрения философии Маркса, есть лишь предыстория развития человека и человечества.
Подлинная история возможна только при коммунизме, обществе «вещной и личной свободы».
Движущей силой, способной обеспечить рывок человечества к коммунизму, К. Маркс называет рабочий класс(пролетариат). Историческая задача пролетариата, как наиболее сознательной части общества, состоит в том, чтобы в ходе социальной революции уничтожить экономическую основу эксплуатации человека человеком - частную собственность на средства производства. Первым необходимым шагом является установление пролетариатом своей диктатуры, целью которой должен стать процесс построения коммунистического общества.
Богатство такого общества определяется уже не товарами, не вещами, а потому и не рабочим временем, а временем свободным от материального производства. Да и сам человек выходит из сферы материального производства (оставляя за собой лишь функции контроля и регулятора материально - производственного процесса). Все жизненное время человека становится его свободным временем, необходимым для всестороннего развития личности, для высших видов творчества.
Этим, согласно марксистской философии, всемирно - историческое развитие достигает своего исходного пункта. Происходит как бы возврат к старому, первобытному обществу с его бесклассовостью, коллективным владение средствами производства, самоуправлением. Но, разумеется, на более высокой технологической основе.
Таковые основные черты диалектико-материалистической философии К. Маркса и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не является окончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли и применяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теории построения коммунизма и практике его утверждения) она оказалась иллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные ею философские, диалектико-материалистические принципы объяснения и понимания развития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение.
Заключение
Итак, в ходе написания данной реферативной работы я попыталась раскрыть тему - «Философия К. Маркса. Проблематика и открытия», что позволяет сформулировать основные выводы:
Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытия