Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:57, контрольная работа
Философия Карла Генриха Маркса - это вершина европейской философской мысли, которая была начата в античности. Являясь порождением специфики античной философии, философия Маркса стала принадлежностью мировой философской мысли о человеке, обществе, государстве.
Шифр 14009
ФГОУ ВПО
Российский государственный Аграрный Университет
МСХА им. К.А. Тимирязева
Калужский филиал
Контрольная работа
по дисциплине
«Философия»
Тема: «Философия К. Маркса. Проблематика и открытия».
Сдал: студент 1 курса
агрономического факультета
заочного отделения
Мелентьева И.Ю.
Проверил: кандидат наук, доцент
Яблонская С.Ю.
Калуга 2015 год
Введение
Философия Карла Генриха Маркса - это вершина европейской философской мысли, которая была начата в античности. Являясь порождением специфики античной философии, философия Маркса стала принадлежностью мировой философской мысли о человеке, обществе, государстве.
В классически чистом виде, марксистская философия сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Особую актуальность философия К. Маркса имеет в сфере образования. Почти ни один из современных учебников по философии, социологии, обществознанию не может обойти стороной неклассическую и классическую версии марксистской философии. В первом случае это различные интерпретации идей К. Маркса. Во втором случае - это философские идеи самого К. Маркса, ориентированные, первоначально, на сущности человека, как практического существа, на материалистической философии истории, и, в конечном счете, на коммунистическую перспективу человечества, как « «царство свободы», в котором гармоничное и всестороннее развитие человека станет высшей исторической ценностью общества».
Целью данной реферативной работы является изучение проблематики и открытий философии К. Маркса, где объектом выступает марксистская философия.
Достижению указанной цели служат следующие задачи:
- анализ социально-политических условий и теоретических предпосылок возникновения философии К. Маркса;
- изучение роли практики в марксистской философии;
- рассмотрение вопроса о структуре общества и материалистическом понимании истории в марксистской философии;
- анализ категории общественно - экономической формации, как важного звена в историческом процессе по Марксу;
- ознакомится с идеей коммунистической перспективы человечества согласно марксистской философии.
- раскрыть понятия предыстории и подлинной истории;
- изучить проблему свободы в философии Маркса.
материалистический общество
Возникновение марксистской философии (40-е гг. XIX века) - необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношений, науки и культуры. Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Теоретическими предпосылками данной философии считают диалектику Гегеля и материализм Фейербаха.
К. Маркс считал, что диалектика Гегеля хороша своей последовательностью, стройностью и упорядоченностью предложенной им системы. Гегель рассматривал абсолютную идею, начиная от ее начала, наблюдая развитие, выделяя в ней определенные этапы. Кроме того, именно Гегель дополнил идею развития глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.
Но реальный мир у Гегеля оказался вторичной формой бытия абсолютной идеи. В его системе нет места для отдельного человека. Человек, как считал Гегель, всего лишь средство - вот с чем не мог согласиться Карл Маркс.
Уже в самом начале творческой деятельности Маркс осознаёт как своё призвание защиту интересов «бедной, политической и социально-обездоленной массы. Этой цели и должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял представление о роли философии в обществе. Философия - «духовная квинтэссенция своего времени» - призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно - историческому прогрессу.
Но государство (по Гегелю, государство - «воплощение разума») руководствуется интересами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа.
Маркс пришёл к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти в материальных экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил.
Людвиг Фейербах был одним из последних представителей немецкой классической философии. В первых своих работах Фейербах развивал гегелевские идеи, но потом стал развивать свои, противоположные по смыслу идеям Гегеля.
Идеализму Гегеля Фейербах противопоставил философию материализма, считая при этом, что для человека базисом выступает сама природа, которая делает его совершенно уникальным и индивидуальным. Первично бытие, а мышление вторично. Основа любого мышления - материя, реальность. Материя это причина, а мышление, логика, идея - лишь следствия. У материализма Фейербаха в ее центре не абсолютная идея, а обычный человек с его надеждами, чувствами, духовными предпочтениями. Человек - Бог, это воодушевляет, вдохновляет на стремление к лучшему, к самосовершенствованию своей души, жизни.
Вобрав в себя отдельные направления - диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, у К. Маркса возникла совершенно новая философская концепция - диалектический материализм.
Начиная ещё с 1845 года, К. Маркс изучает новое для Германии общественное движение - социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Англии и Франции, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов. После переезда в Париж Маркс вступает в контакт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения.
Гордое «Я ни когда не льстил пролетариям» - убедительное свидетельство тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями или расчётами, а глубоким пониманием хода истории и собственной исторической роли.
Но возникновение марксистской философии нельзя объяснить только ее идейно-теоретическими предпосылками. На первое место следует поставить абсолютно объективные, социально - политические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым философию, уже в самом начале становления открыто заявившей о своей цели и задаче: не только объяснить, но и изменить мир, а себя рассматривающей в качестве духовного оружия такого изменения.
В середине XIX века капитализм на Западе уже достиг зрелости, и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развывшиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер. 30-40-е годы XIX века были ознаменованы массовыми выступлениями рабочих против буржуазии. А в 1848 г. произошла и сама революция в Германии. Именно с этой революцией и связано возникновение марксистской философии.
2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса
Главным фундаментным принципом марксистской философии системы становится принцип практики. С позиций этого принципа Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю предшествующую философию, дают позитивное решение многих проблем, поставленных немецкой классической философией. «Вся общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики», - писал Маркс в знаменитых «Тезисах о Фейербахе».
Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, из нее можно объяснить все самые сложные социальные процессы и духовные явления.
Понятие «практика» в марксистском представлении, прежде всего, противостоит широко используемому понятию «опыт». В понятии «опыт», по мнению основоположников диалектического материализма, заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека - человек отражает этот мир. Опыт истолковывается как совокупность взаимосвязи человека с внешним миром, это нечеткое двусмысленное понятие. Маркс и Энгельс стремились подчеркнуть активную, деятельную, преобразовательную позицию человека в этом мире. Понятие «труд», «производство», в какой-то мере, достигали этой цели, но не могли служить в качестве основополагающего философского принципа. Понятие «практика» выражает бесконечно многообразные формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства.
Практика - это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формирования социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей. Таким образом, практика это процесс труда в единстве социально-исторических условий его функционирование.
Практика всегда носит общественный характер. Она невозможна вне связей и общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.
Практика исторична. Она стоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. В практической деятельности человек выступает и как универсально-всеобщая сила природы, и как олицетворение всеобщности культурно-исторического процесса. Бытие людей, практика, выступают в марксистской философии как всемирно-историческое явление.
Практика - это объективное основание целостности человеческого отношения к миру, в котором взаимодействуют различные аспекты: материальный и духовный, природный и исторический, моральный и эстетический. Это единство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и в теоретико-познавательной деятельности.
Социальные аспекты практики в производстве и общественных отношениях рассматриваются К. Марксом и Ф. Энгельсом в политэкономии и социологии.
Философский же аспект практического отношения к миру раскрывается преимущественно в гносеологии.
В теории познания принцип практики получает конкретное и более узкое толкование. Здесь практика выступает как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. В этом смысле понятие практики противостоит понятию теории как духовкой, научно-теоретической деятельности. Но это совсем не исключает их тесного взаимодействия. С точки зрения марксистской философии, практика является основной и движущей силой познания, всей научно-теоретической деятельности. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Они оказывают решающее влияние и на выбор предмета исследования, и на направление, и на темпы развития знания, и на характер их использования. Например, появление геометрии объясняется потребностями измерения земли в Древнем Египте при проведении ирригационных работ. Появление астрономии объясняется потребностями в мореплавании и т.д.
Практика является так же сферой приложения знания. Познание мира, в конечном счете, служит целям его преобразования. Но практика - это не только стимул для развития познания и средство его применения, но также и первоначальная форма его получения.
Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Таким образом, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует объективной действительности. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества». Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию.
В марксистской философии решается проблема диалектики абсолютной и относительной истины. Термин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком к знанию термина «объективная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыслей с действительностью, постольку в нем имеется момент абсолютной истины. Но сами теории или другие формы знания носят относительный характер. Абсолютная истина предстает, в таком случае, бесконечную сумму относительных истин, которые формулируют человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никогда не может завершиться.
Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знания, которые требуют данной проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объективной формой проверки может служить построение модели, моделирование.
Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явлениями и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии.
3. Материалистическое понимание истории. структура общества
Главнейшим философским открытием К. Маркса и Ф. Энгельса стала идея материалистического понимания истории (исторического материализма), она разрабатывалась с середины 40-х гг. по середину 90-х гг. ХIХ в.
Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытия