Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:59, контрольная работа
Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. Философия есть стремление рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем.
Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления универсальной культуры. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости........................................................................................4
1.1 Философия как любовь к мудрости............................................................4
1.2 Философия как часть культуры.................................................................4
Происхождение философии.........................................................................7
Сущность философских проблем..............................................................13
Философия как мировоззренческая форма сознания..............................16
Список используемой литературы............................................................18
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1.1 Философия как любовь
к мудрости....................
1.2 Философия как часть культуры.
Введение.
Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. Философия есть стремление рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем.
Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления универсальной культуры. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.
Философия вошла в жизнь человека задолго до того, как сложилось о ней самое первое, элементарное представление. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет. Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.
Все свои проблемы философия черпает из жизни. Но при этом философское мышление не строится на фактах, а находится на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы опыта научного и жизненного. Философия – это размышление о социальной реальности в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п.
1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.
Философия как любовь к мудрости.
Философия возникает в Древней Греции в качестве любви к мудрости. Она включает в себя как теоретические представления о Боге, Вселенной, Человеке, так и практическую этику, описание духовного пути совершенствования человека. Любовь к мудрости предполагает существование Мудрости как таковой (с большой буквы). С точки зрения религии, эта Мудрость есть Бог и Сыны Божьи, которые находятся на более высокой ступени развития и руководят эволюцией человечества. Согласно древним писаниям, Великие Учителя, давали знание или сами, воплощаясь на земле, или через своих ближайших учеников, Посвященных и Адептов. Откровение, получаемое человечеством из Высшего и Единого Источника, лежало в основе древней культуры, определяя ее характер.
Далее в философии
возникает множество
Философия как часть культуры.
Чаще всего люди, поверхностно знакомые с философией, соотносят это понятие со словом "культура", интуитивно улавливая связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии "культура" фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.
Для того, чтобы преодолеть свою социальную и природную ограниченность, некоторые люди создают новые культурные ценности. Но отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если он и не принимает их. Наиболее адекватный способ преодоления культурной предопределённости - создание новых смыслов и ценностей с помощью творчества.
Рациональное осмысление
оснований культуры в философии
не ограничивается только первичными
формами бытия. Они как бы являются
основой для определения
Философское познание выступает особым самопознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие.
Философия вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Философия постоянно развивается и вносит изменения в культуру, формируя новые возможные линии ее динамики.
Многие философские
идеи передаются из поколения
в поколение, но не в каждой
эпохе являются актуальными.
Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры.
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия – это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция – страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги – это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимость систематизации мифов
вела к формированию логики и правил
понятийного мышления и тем самым
была внутренней культурной причиной,
приведшей к возникновению
Миф широко использовался в период
становления философии как
Корни философии – в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий – материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей – отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира.
Философия вышла из мифологии, но её
становление не было безоблачным. За
возможность развивать
До своего осуждения Сократ (469-399 до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ – дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это для меня все», - говорил Сократ на суде.
Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов. Первый – «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй – во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий – «совращение молодежи».
Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиции господствующей отрасли культуры – мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией.
Информация о работе Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости