Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. Философия есть стремление рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем.
Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления универсальной культуры. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости........................................................................................4
1.1 Философия как любовь к мудрости............................................................4
1.2 Философия как часть культуры.................................................................4
Происхождение философии.........................................................................7
Сущность философских проблем..............................................................13
Философия как мировоззренческая форма сознания..............................16
Список используемой литературы............................................................18

Файлы: 1 файл

Философия. ГОТОВО.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

      ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

  1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости........................................................................................4

1.1 Философия как любовь  к мудрости............................................................4

1.2 Философия как часть  культуры.................................................................4

  1. Происхождение философии.........................................................................7
  2. Сущность философских проблем..............................................................13
  3. Философия как мировоззренческая форма сознания..............................16
  4. Список используемой литературы............................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Философия - особая форма  познания мира, вырабатывающая систему  знаний о фундаментальных принципах  и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. Философия есть стремление рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем.

Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления универсальной культуры. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Философия вошла  в  жизнь человека задолго до того, как сложилось о ней самое  первое, элементарное представление. Философия  внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать  или нет. Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Все свои проблемы философия  черпает из жизни. Но при этом философское  мышление не строится на фактах, а находится на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы опыта научного и жизненного. Философия – это размышление о социальной реальности в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п.

 

 

1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.

 

Философия как  любовь к мудрости.

Философия возникает  в Древней Греции в качестве любви к мудрости. Она включает в себя как теоретические представления о Боге, Вселенной, Человеке, так и практическую этику, описание духовного пути совершенствования человека. Любовь к мудрости предполагает существование Мудрости как таковой (с большой буквы). С точки зрения религии, эта Мудрость есть Бог и Сыны Божьи, которые находятся на более высокой ступени развития и руководят эволюцией человечества. Согласно древним писаниям, Великие Учителя, давали знание или сами, воплощаясь на земле, или через своих ближайших учеников, Посвященных и Адептов. Откровение, получаемое человечеством из Высшего и Единого Источника, лежало в основе древней культуры, определяя ее характер.

Далее в философии  возникает множество направлений. Это связано с тем, что каждый мыслитель видел и выражал только часть целостного знания, часть Мудрости. В конечном счёте, каждая частная теория стала претендовать на превосходство, утверждая, что она полная и окончательная. В современном обществе каждый человек все больше и больше теряется в поисках новых объяснений окружающего мира, удаляясь, все дальше и дальше от Мудрости. Окончательным результатом такого развития философии является отрицание возможности познания Истины, и даже ее существования совсем. Именно об этом писал уже более ста лет назад русский философ Владимир Соловьев. Он усмотрел кризис классической западной философии именно в её отдалении от любви к Мудрости.

 

Философия как  часть культуры.

Чаще всего люди, поверхностно знакомые с философией, соотносят  это понятие со словом "культура", интуитивно улавливая связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии "культура" фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Для того, чтобы преодолеть свою социальную и природную ограниченность, некоторые люди создают новые  культурные ценности. Но отдельная  личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если он и не принимает их. Наиболее адекватный способ преодоления культурной предопределённости - создание новых смыслов и ценностей с помощью творчества.

Рациональное осмысление оснований культуры в философии  не ограничивается только первичными формами бытия. Они как бы являются основой для определения наиболее общих и существенных признаков. Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в философские категории. Главное предназначение философии в культуре – понять, каким может быть человеческий мир.

Философское познание выступает  особым самопознанием культуры, которое  активно воздействует на ее развитие.

Философия вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Философия постоянно развивается и вносит изменения в культуру, формируя новые возможные линии ее динамики.

 Многие философские  идеи передаются из поколения  в поколение, но не в каждой  эпохе являются актуальными. На  их основе могут создаваться  религиозные, этнические, политические  учения, публицистика, которые наполняют  содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, превращая их в новые мировоззренческие основания культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение философии

 

Происхождение философии  – одна из удивительных загадок  истории культуры.

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Любовь к мудрости послужила  основой становления философии  как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология.

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные  категории. Постепенное выхолащивание  мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).

Предпосылкой становления философии  служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она  тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся  в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они – гарант бессмертия человеческого духа.

С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном  виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия – это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.

Примерно 2500 лет тому назад мифологическому  периоду с его спокойствием и  самоочевидностью пришел конец. Сразу  в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа… и вызванная  этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие  свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция – страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги – это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.

Необходимость систематизации мифов  вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым  была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден  в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, во-вторых, в качестве иллюстрации.

Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей “стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Корни философии – в обычных  представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий – материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей – отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира.

Философия вышла из мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать философию  люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.

До своего осуждения Сократ (469-399 до н.э.) – выдающийся древнегреческий  философ – дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему  смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это для меня все», - говорил Сократ на суде.

Официальное обвинение Сократа  состояло из трех пунктов. Первый –  «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй – во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий – «совращение молодежи».

Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиции  господствующей отрасли культуры –  мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией.

Информация о работе Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости