Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. Философия есть стремление рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нем.
Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления универсальной культуры. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости........................................................................................4
1.1 Философия как любовь к мудрости............................................................4
1.2 Философия как часть культуры.................................................................4
Происхождение философии.........................................................................7
Сущность философских проблем..............................................................13
Философия как мировоззренческая форма сознания..............................16
Список используемой литературы............................................................18

Файлы: 1 файл

Философия. ГОТОВО.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологической истины в философскую.

Это первое философское  жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К.Ясперса), основными характеристиками которого были становление личности, резкое, скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденций рационализации.

Сократ не только был  готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше  недалек от истины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию… по-видимому, добился сам Сократ». Апофеоз философии – в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры.

Особо следует сказать  о сократовской иронии, которая могла  привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно казать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому решению.

Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет касаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал».

Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел сделать  этого. Он отвечал, что всю жизнь  подчинялся законам Афин и до конца  останется этому верен. В назначенный  час он выпил чашу с ядом.

В добровольной, по сути, смерти Сократа появилось его  понимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния.

Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры.

Сократ - «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губительная борьба народов.

Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам.

Философия – вдохновляемая  любовь к мудрости, рациональная отрасль  духовной культуры, имеющая своим  предметом фундаментальные вопросы  человеческого существования.

Строгое понимание философии  как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Религия, безусловно, ближе  к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов  присущи обеим формам. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

 

 

3. Сущность философских проблем.

Вследствие неразвитости наук философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее стали выделяться математика, астрономия, медицина, механика, юриспруденция, химия и другие специальные науки. Философия превращается в систему общих знаний о мире. Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия. В современной философской литературе формируются такие проблемы: как дух соотносится с материей? Существуют ли сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается вселенная? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? И др. Проблема философии – есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации.

Философские проблемы выражают и представляют специфический предмет  философии, они его отражают и  его спецификой обусловлены.

Проблемы философского мировоззрения охватывают в целом весь мир, жизнь человека, отношение человека к миру.

Проблема бытия всегда была и остается одной из центральных  в философии. Это утверждали известные  философы ХХ века: М Хайдеггер, В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др.

Проблема бытия –  проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Еще одна важная проблема – проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону. Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

В переходные периоды  общественного развития проблема ценностей  также выступает на первое место. Происходит переоценка таких ценностей, как добро, истина, польза, гуманизм, свобода и др. Проблема ценности считается областью всенаучного  исследования, своеобразным способом видения мира.

Основными аспектами  проблемы ценностей являются: соотношение  ценности и оценки, вопрос об объективности  ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых ценностей и др.

Немаловажное значение в философии имеет обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. Данная проблема в некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале ХХ века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе, и заставила отказаться от субстанционной концепции.

Все проблемы философии  являются всеобщными и вечными, что  не означает  их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого  этапа развития общества и науки  и в той степени, в какой  это возможно при том или ином уровне развития общества. Для того, чтобы решать философские проблемы, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработеи проблемы, на обширные философские знания.

С течением времени сущность проблем меняется, классические проблемы утрачивают облик неизменных и лишь умозрительно решаемых проблем. Меняетсвой характер, в частности, одна из важнейших проблем философии – проблема свободы , решавшаяся прежде всего в сугубо абстрактной форме. Ныне обретение свободы осмысливается как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории особые, нестандартные черты.

Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла очень  важное место в философии. Это отразилось и в тематике философских сочинений (например: Аристотель «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Т. Гоббс «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии» и т.д.) Человеческие проблемы имеют для философии принципиальное значение. Наибольшее внимание им уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Первую попытку выделить философию как особую область  теоретического знания предпринял древнегреческий философ Аристотель. С тех пор многие мыслители задумывались над вопросом «что такое философия?» и вносили свою лепту в его уяснение, постепенно осознавая, что это, может быть, один из самых трудных философских вопросов.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия как мировоззренческая форма сознания.

 

Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение является необходимой составляющей человеческого сознания, сложным взаимодействием его элементов – знаний, мыслей, чувств, убеждений, мыслей, надежд, стремлений и т.п. Соединение всех этих элементов в мировоззрении образует более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы и их взаимосвязи.

Со временем жизнь  людей изменяется, меняются и её составляющие: технические средства, характер труда, отношения людей, мысли, интересы. Соответственно меняется и взгляд людей на мир. Мировоззрение зависит от эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Философия рассматривает  взгляды отдельных личностей, а  не массовые убеждения и предположения. Ведь если философия не находит своего отражения в формировании мировоззрения конкретной личности, то она теряет весь смысл своего существования.

В мировоззрение входят обобщенные знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень  познавательной обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной и зависит от запаса знаний у того или иного человека или народа в ту или иную эпоху. Но знания, при всей их важности, не заполняют собой всего поля мировоззрения. В мировоззрении формируются системы ценностей, выстраиваются программы действия. Знания и ценности противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют отношение людей ко всему происходящему(цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни). В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей – чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением, познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Якушев  А. В., ред. Буланова А.Г. издательство: А-ПРИОР, 2009.

2.     Введение  в философию: учебное пособие  для вузов/авт. колл.: Фролов  И.Т. и др. – 3-е издание переработанное и дополненное – М.: Республика 2006.

3.     Основы  современной философии. Учебник  под ред. М.Н. Росенко. СПб.: издательство  «Лань», 2005.

4.     Алексеев  П.В. Философия: учебник. – М.: ТЕИС, 2005.

5.     Философия.  Данильян О.Г., Тараненко В.М. – М.: Эксмо, 2005.  

6.      Философия.  Спиркин А.Г., 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006.

7.     Философия.  Учебник для вузов / Под общ.  ред. В. В. Миронова 2009.

8.     История  философии для студентов вузов.  Фирсов А.В. изд. 3-е, Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.

9.     Мотрошилова  Н.В. - История философии: Запад—Россия—Восток.  Учебник для студентов высших  учебных заведений. М.: «Греко-латинский  кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000.

10. Философия: Учебное  пособие для высших учебных  завед., 4-е изд. – РнД: «Феникс», 2002 – под ред. Кохановского.

11. Основы философии:  учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов.  – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

12. http://society.polbu.ru/alekseev_philosophy/ch11_ii.html

13. Перспективы метафизики. Классическая  и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. / под ред. М.С. Уварова - СПб.: Санкт-Петербургское отделение Института человека РАН, 1997.

 

 

 




Информация о работе Философия как часть духовной культуры общества и личности. Как любовь к мудрости