Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Философия - общая теория мира и человека в нем. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности.

Содержание работы

Введение.
1. Предмет философии и ее функции.
2. Возникновение философии, этапы ее развития.
3. Основные философские проблемы.
Заключение.
Список источников.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо  от воли и сознания человека.

2) Мир не был никем  сотворен и не может быть  никем уничтожен. Он существует  и развивается по естественным  законам. В нем нет сверхъестественных  сил.

3) Мир един, в нем нет  абсолютно отграниченных друг  от друга "потусторонних" (стоящих  "над миром" или "вне  мира") сфер и явлений. Многообразные  объекты и явления действительности  представляют собой различные  виды движущейся материи.

4) Мир связен и находится  в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности  взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

5) Естественное развитие  материи через ряд закономерных  ступеней (неживая природа ® жизнь  ® общество) привело к возникновению  человека, разума, сознания. Определяющую  роль в выделении человека  из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.

6) Общество, как высшая  ступень развития материи, включает  в себя все низшие формы  и уровни, на основе которых  оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не  сводится к ним. Оно существует  и развивается на основе социальных  закономерностей, качественно отличных  от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного  развития является определяющая  роль производства в жизни  общества. Способ производства материальной  жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы  жизни вообще - считал К. Маркс.

7) Мир познаваем. Человеческое  познание не ограничено по  своей природе, но оно исторически  ограничено на каждом этапе  своего развития и для каждого  отдельного человека. Критерием  истинности мышления и познания  является общественная практика.

       Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

 

 

 

 

Заключение

 

      Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

      Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

      На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

       Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

     Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

      Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

      Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Хрестоматия по философии.  Изд.2. М. 1997.

2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.

3. Лосев А.Ф. Дерзание  духа. М. 1988.

4. Ойзерман Т.И. Главные  философские направления: теоретический  анализ историко-философского процесса. М. 1991.

5. Основы философии. Учебное  пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.

6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972.

7. Степин В.С. Российская  философия сегодня : проблемы  настоящего и оценки пошлого  // Вопросы философии. 1997. №5.

8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.

9. Франк С. Духовные  основы общества. М. 1992.

Философия. Под. ред. Кохановского В.П. Ростов - на -Дону, 1995.

10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

11. Введение в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.

12. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

13. История философии. Запад – Восток – Россия. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 – 1998.

14. Барулин В.С. Социальная философия (в 2-х частях). М., 1993.

15. Крапивенский С.З. Социальная философия. Волгоград. 1995.

16. Социальная философия (хрестоматия в 2-х частях). М.,1994.

17. Хрестоматия по истории философии. Ч.1-3. М., 1997.

18. Губин В.Д. Основы философии. М.,1998.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.

20. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. 21. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.


Информация о работе Философия как наука