Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:19, реферат
1.Научная парадигма и ее сущность
2. Наука в средневековом обществе
Философия науки
Оглавление
1.Научная парадигма и ее сущность
2. Наука в средневековом обществе
1.
Научная парадигма и ее сущность
Определение парадигмы
Парадимгма (от греч. рбсЬдейгмб, «пример, модель, образец»; греч. paradeiknunai, «сравнивать») в философии науки -- означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.
С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.
Научная парадигма
Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:
допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);
кризис нормальной науки;
научной революции,
заключающейся в смене
Согласно Куну парадигма -- это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля, ньютоновскую механику и тому подобные вещи.
Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. (Т. Кун)
Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:
Парадигма -- это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;
Парадигма -- это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;
Парадигма -- это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)
Создатель Теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер считал парадигмой предпосылку о принципиальной неуправляемости творческого процесса.
Смена парадигм
Смена парадигм (англ. paradigm shift) -- термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта.
Циклы развития науки (по Т. Куну):
Нормальная наука -- каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.
Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий -- необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.
Научная революция -- формирование новой парадигмы.
Теория научных революций
По определению Томаса Куна, данному в «Структуре научных революций», научная революция -- эпистемологическая смена парадигмы.
Согласно Куну, научная
революция происходит тогда, когда
учёные обнаруживают аномалии, которые
невозможно объяснить при помощи
универсально принятой парадигмы, в
рамках которой до этого момента
происходил научный прогресс. С точки
зрения Куна, парадигму следует
Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, -- это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.
Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются (принципиальный довод, который использует Кун для отказа от модели фальсифицируемости Карла Поппера как главного фактора научного достижения). Кун считает, что аномалии скорее имеют различный уровень значимости для учёных в отдельно взятое время. Например, в контексте физики начала XX века, некоторые учёные столкнулись с тем, что задача подсчитать апсиду Меркурия воспринималась ими как более сложная, чем результаты эксперимента Михелсона--Морли, а другие видели картину вплоть до противоположной. Куновская модель научного изменения в данном случае (и во многих других) отличается от модели неопозитивистов в том, что акцентирует значительное внимание на индивидуальности учёных, а не на абстрагировании науки в чисто логическую или философскую деятельность.
Когда накапливается
достаточно данных о значимых аномалиях,
противоречащих текущей парадигме,
согласно теории научных революций,
научная дисциплина переживает кризис.
В течение этого кризиса
Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений -- все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному. (Т. Кун)
Примером из физики начала XX века может служить переход от максвелловского электромагнетического мировоззрения к эйнштейновскому релятивистскому мировоззрению, который не произошёл ни мгновенно, ни тихо, а вместо этого произошёл вместе с серией горячих дискуссий с приведением эмпирических данных и риторических и философских аргументов с обеих сторон. В итоге, теория Эйнштейна была признана более общей. И вновь, как и в других случаях, оценка данных и важности новой информации прошла через призму человеческого восприятия: некоторые учёные восхищались простотой уравнений Эйнштейна, тогда как другие считали, что они более сложны, чем теория Максвелла. Аналогично, некоторые учёные находили изображения Эддингтона света, огибающего Солнце, убедительными, тогда как другие сомневались в их точности и интерпретации. Зачастую в качестве силы убеждения выступает само время и естественное исчезновение носителей старого убеждения; Томас Кун в данном случае цитирует Макса Планка:
Новая научная истина
не достигает триумфа путём
Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, по терминологии Куна, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы».
Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом. (Т. Кун)
Общие положения
Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:
Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;
Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;
Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.
Примеры смен парадигм в науке
Есть ряд классических
примеров для теории Куна о смене
парадигм в науке. Наиболее распространённая
критика Куна со стороны историков
науки, однако, состоит в утверждении,
что наблюдение чистой смены парадигм
можно рассматривать только на весьма
абстрактном срезе истории
Смена птолемеевской космологии коперниковской.
Объединение классической физики Ньютоном в связанное механистическое мировоззрение.
Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.
Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.
Развитие теории
Дарвина об эволюции путём естественного
отбора, отбросившей креационизм
с позиций главенствующего
Принятие теории тектонических плит в качестве объяснения крупномасштабных геологических изменений.
Принятие теории химических реакций и окисления Лавуазье вместо теории флогистона (химическая революция).
Когнитивное направление в психологии, заключившееся в отходе от бихевиористского подхода к психологическим исследованиям и переходе к изучению когнитивных способностей человека как главного фактора для изучения поведения, и трансперсональное движение, предложившее новый взгляд на надличностный опыт и человеческое развитие.
Теория Джеймса Лавлока о биосфере как единой живой органической системе.
Замена в теории Дарвина концепции синхронной эволюции на асинхронную.
2. Наука в средневековом обществе
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э, а ее завершение к XIV--XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности.
Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
В Средние века постулаты
о творении предполагали выделение природы творящей (natura
naturans) и природы сотворенной (natura
naturata). Средневековье знало семь свободных
искусств -- триумви-ум: грамматика,
диалектика, риторика; квадриум: арифметика
Средневековые ученые,
как правило, выходцы из арабских
университетов, свое знание называли натуральной
магией, понимая под ней надежное
и глубокое познание тайн природы. Магия
понималась как глубокое знание скрытых
сил и законов Вселенной без
их нарушения, и, следовательно, без
насилия над Природой. Патристи
Классик средневековой патристики Тертуллиан (160--220) обнажал пропасть между реальностью веры и истинами умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. Его кредо --«Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.
Представитель ранней патристики Орнгена (около 185--253/254) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира в его христологическом учении связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.