Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

То, что называется философией, иногда считается занятием, которое под силу каждому, а в силу этого является простым и понятным занятием, но иногда считается настолько трудным, что заниматься ей просто бесполезно или вовсе невозможно. Данное, парадоксальное заявление, рождает вопрос: что же такое философия? Ответить на вопрос: что есть философия? Вникнуть в саму суть её учения. Попытаться «втиснуть» её в понятия: наука, искусство или религия.

Содержание работы

Введение
1. Что такое философия?
2. Формы существования философских взглядов.
3. Философия как наука.
4. Разделы философии.
Вывод

Файлы: 1 файл

Философия как наука.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

2. Гносеология – учение о познании (от греческого «гнозис» - знание). Гносеология изучает все аспекты, связанные с познавательной деятельностью человека. Основными категориями гносеологии можно считать понятия «субъект», «объект», «истина» и пр. Гносеология исследует вопрос о сущности знания, о возможности познания мира, о познавательных способностях человека, об истине как цели познавательной деятельности и пр. В составе гносеологии можно выделить эпистемологию (наукоучение) как учение о науке и научном познании, а также логику – учение о нормах мышления, т.е. о таких правилах мышления, придерживаясь которых, можно прийти к истинному результату.

3. Диалектика – учение о развитии. Диалектика считается философской дисциплиной, постольку все сферы реальности находятся в процессе непрерывного движения, качественного изменения – развития. Неорганическая и органическая природа, социокультурная сфера, мышление развиваются, переходят от простых форм к всё более совершенным. Диалектика, начиная с Г. Гегеля, на основе соответствующего ей метода и системы категорий пытается постичь законы развития.

4. Натурфилософия  – философское постижение природы. Основная задача натурфилософии – создание целостного образа природы, что невозможно сделать усилиями естественных частно - научных дисциплин, изучающих лишь отдельные сферы природы. Натурфилософия отличается от естественных наук также и по методу. Если естественный науки получают знание о природе, опираясь на опыт, наблюдение и эксперимент, то натурфилософия обращается к умозрительному постижению природы.

5. Антропология  – философское учение о человеке. Человек в качестве сознательного, разумного существа является одним из главных объектов философского изучения. В сфере антропологии человечество осуществляет самопознание. Основная задача философской антропологии заключается в том, чтобы ответить на вопрос о сущности человека, о том, что отличает человека от прочих живых существ. Биологическая антропология на этот вопрос ответить не в состоянии, отыскать сущность человека можно лишь средствами социально-философской антропологии.

6. Аксиология –  учение о ценностях. Ценности можно определить как то, что предпочитается людьми о сравнению с чем-либо другим. К числу ценностей относятся такие понятия как благо, красота, истина; такие явления как жизнь, честь, свобода, здоровье, любовь и пр. Специфика сферы ценностей заключается в том, что не существуя в реальности ценности «значат», т.е. оказывают влияние на поведение людей.

7. Этика – учение о нравственности и должном поведении людей. Основными этическими категориями являются понятия «добро» и «зло». Соответственно все поступки людей оцениваются по их месту в системе координат, задаваемой этими категориями. Этика как дисциплина интересуется не столько тем, как люди реально поступают, сколько тем, как они должны поступать. Сфера этики – область должного, а не сущего, поэтому мы причисляем этику (наряду с логикой) к нормативным дисциплинам. Этика во взаимодействии с другими дисциплинами помогает ответить на вопрос о смысле жизни человека, определить то, что является хорошим или дурным, должным или постыдным и т.д.

8. Эстетика –  учение о выразительных формах  бытия. Эстетику интересует не то, что проявляется, а как это проявляется. Для выяснения этого существует система эстетических категорий, в которой главное место занимает категория прекрасного. Противоположностью этой категории выступает категория безобразного. Кроме этой пары противоположных категорий эстетика оперирует такими категориями как возвышенное и низменное, изящное, смешное и грустное, трагическое и комическое и пр. Эстетику нельзя сводить исключительно к анализу произведений искусства, поскольку с позиции эстетических категорий может оцениваться и природная реальность (дерево, пейзаж за окном).

9. Социальная философия – философское изучение общества как особой сферы бытия. Социальная философия в постижении общества взаимодействует с социологией. Отметим, что в отличие от социологии социальная философия исследует общество как целостное образование, взаимодействующее с другими сферами бытия, и не занимается частными проблемами, изучаемыми социологией. Также стоит уяснить, что при изучении общества социальная философия исходит из отвлечённых предпосылок и осуществляет познание умозрительно, то социология опирается на эмпирические методы изучения (опросы, анкетирование и другие методы сбора фактической информации). Провести чёткую границу между социологией и социальной философией невозможно. Все наиболее выдающиеся социологи так или иначе выходили на уровень философских обобщений и поэтому их идеи могут изучаться в курсе социальной философии. Примерами подобных социологов являются М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. А. Сорокин и пр.

10. Философия истории (историософия) – философское постижение истории как процесса развития человеческого общества. В отличие от исторической науки историософия изучает не столько конкретные исторические события, сколько пытается понять смысл исторического процесса, постичь его направленность и движущие силы. В частности обсуждается вопрос о цели истории, о возможном конце истории, о соотношении случайности и необходимости в истории и пр. 

11. История философии – изучение процесса исторического развития философской мысли от момента её зарождения вплоть до современного её состояния. Изучение истории философии является чрезвычайно важным, без знакомства с ней невозможно говорить об изучении философии в целом. Современный физик вполне может считать себя специалистом, даже не имея представления о средневековой физике, но вряд ли мы можем считать специалистом в философии человека, не знакомого с дискуссией номиналистов и реалистов, или онтологическим доказательством Ансельма Кентерберийского. Это объясняется «вечным» характером философских вопросов, благодаря чему ответы, даваемые философами прошлых эпох, никогда не устаревают.

В заключение стоит отметить, что на стыке философии и других наук (или изучаемых областей реальности) возникают смежные философские дисциплины (философия медицины, философия математики, философия политики, философия религии и пр.). В этих сферах может быть налажено успешное сотрудничество философов с представителями частно - научных дисциплин и профессионалами в соответствующей сфере деятельности ради решения общих проблем и постижения той или иной области явлений.

 

Заключение

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

 

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М. 1997.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
  3. Введение в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.
  4. Губин В.Д. Основы философии. М.,1998.
  5. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.
  6. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.
  7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. №5.
  8. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.
  9. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.
  10. Хрестоматия по истории философии. Ч.1-3. М., 1997.

 

 


Информация о работе Философия как наука