Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:05, контрольная работа
То, что называется философией, иногда считается занятием, которое под силу каждому, а в силу этого является простым и понятным занятием, но иногда считается настолько трудным, что заниматься ей просто бесполезно или вовсе невозможно. Данное, парадоксальное заявление, рождает вопрос: что же такое философия? Ответить на вопрос: что есть философия? Вникнуть в саму суть её учения. Попытаться «втиснуть» её в понятия: наука, искусство или религия.
Введение
1. Что такое философия?
2. Формы существования философских взглядов.
3. Философия как наука.
4. Разделы философии.
Вывод
План
Введение
1. Что такое философия?
2. Формы существования философских взглядов.
3. Философия как наука.
4. Разделы философии.
Вывод
Введение
То, что называется философией, иногда считается занятием, которое под силу каждому, а в силу этого является простым и понятным занятием, но иногда считается настолько трудным, что заниматься ей просто бесполезно или вовсе невозможно. Данное, парадоксальное заявление, рождает вопрос: что же такое философия? Ответить на вопрос: что есть философия? Вникнуть в саму суть её учения. Попытаться «втиснуть» её в понятия: наука, искусство или религия. Но всё же наверное, правильным будет ответ, на поставленный темой вопрос, выраженный в следующем предложении. Философия является родоначальницей, первопричиной и праматерью множества существующих сегодня наук, искусств и религий, не будучи при этом ни наукой, ни искусством, ни религией, а целостным и общим воззрением на мир (мировоззрением).
1. Что такое философия?
Слово философия происходит
от греческого filosofia, которое в свою очередь
является производным от двух других слов:
fileo (любить, иметь склонность к чему - то,
увлекаться чем - то), и sofia (мудрость, проницательность,
разумность, ум, знание, учёность, премудрость,
мудрость Бога). Сократ, по словам Платона,
говорил, что никто не может быть мудрым,
кроме Бога, поэтому, человек не может
быть мудрецом, а лишь любящим мудрость.
Это утверждение даёт право предположить,
что первым, кто ввёл данный термин, был
не кто иной, как Сократ.
Словарь Ньюмана даёт такое определение
слову философия – человеческая мудрость,
мудрствование. Ему вторит словарь Даля,
говорящий что философия - это любомудрие,
наука о достижении человеческой мудрости,
о познании истины, мудрости и добра. А
Советский энциклопедический словарь
утверждает, что философия – это некая
форма общественного сознания, мировоззрение,
система определённых идей, взглядов на
мир и на то место, которое занимает в ней
человек. Также интересное определение
даёт словарь греческой лексики под редакцией
Лиделла и Скотта, где говорится, что философия
– это любовь к знаниям, преследование
и отыскивание их. Что – то похожее встречается
и в древнегреческо – русском словаре
под редакцией Соболевского, определяющего
философию как любовь к знанию, любознательность,
исследование, учение и даже наука. Одним
словом, философия в том понимании, в котором
она понималось в древнем мире, может быть
определена как поиск истины о природе
вселенной и человеке.
2. Формы существования философских взглядов.
Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную.
Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
3. Философия как наука.
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности. Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития.
Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями. В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей теории не существует.
Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: “что я могу знать”, “что я должен делать”, “на что я могу надеяться”. В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: “что есть человек”. Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов.
Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.
Функции, выполняемые Философией:
1) Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения
3) Разработка общей методологии
познания и деятельности
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм. Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.
Существует две разновидности философии: философия, как теория и философия, как метод.
Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания преобразования бытия и сознания.
4. Разделы философии.
Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:
1. Онтология – учение о бытии. Предметное поле онтологии является чрезвычайно широким. В него входят вопросы, связанные с бытием, его видами, качествами. Онтология исследует вопросы, связанные с материальностью или идеальностью бытия, пространственно-временными характеристиками бытия, причиной и следствием, сущностью и явлением, системностью и пр. Для обозначения онтологической проблематики долгое время использовался термин «метафизика». Метафизика понималась как учение о сверхприродных (надфизических) началах и сущностях, которые познаются не с помощью чувств, а умозрительно (спекулятивно).