Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:54, курсовая работа
И. Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли.
Громадную роль в истории диалектики сыграло учение Канта об антиномиях. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.
В области моральной философии Кант формулирует знаменитый категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. Кант дает и другую формулировку категорического императива, считая ее равноправной с первой: относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству. Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином.
Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики:
1) при
благоприятных условиях
2) отрицай
свою виновность в
3) разделяй
и властвуй. Кант считает необходимым
средством борьбы против этого
зла гласность, рассмотрение
В целом оценивая философию Канта, можно утверждать, что он осуществил своего рода переворот в философии. Впервые не характер и структура познавательного объекта, а специфика познающего субъекта рассматривается как доминирующий фактор, определяющий процесс познания. Тем самым гносеология ставится на место онтологии, т.е. осуществляется переход от метафизики к теории субъекта.
И. Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, которые не имеют решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а с особенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос "Что я могу знать?", оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности. Тем самым Кант продолжает просвещенческую традицию, отвергая даже очевидные сложившиеся подходы к познанию.
Главной
целью философии Канта и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов
В. И. Проблемы философии:
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалекта. - М., 1991г.
3. Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102
4. Введение в философию: учен. Пособие для вузов./ Авт. кол. И. Г. Фролов и др., 3-е изд. - М.: Республика, 2003г.
5. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.
6. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2002.
8. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.
9. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994
10. Кант И. Метафизика нравов (в пер. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна) // Соч.: В 6 т. / Под общ. Ред. В.Ф. Осмоса, АВ. Гулаге, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4
11. Кант И. Мысли об истинной оценке живых сил // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1.
12. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира / / Кант И. Соч. в 8-и томах. Т. 2. М. 1964.
13. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 117.
14. Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464
15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313-329.
16. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
17. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.-- 416с.
18. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М., 1980г.
19. Мир философии: Книга для чтения/ в 2-х частях. - М., 1991г. - ч.1.
20. Нарвский И. С. Современные проблемы теории познания. - М., 1989г.
21. Философия: Учебник. / Под ред. проф. О.А. Митрошинова. - М.: Гайдаренки, 2002. - 655 с.
22.Новейший философский словарь. Сост., А.А.Грицамова - Мн.1999г.
28.11.2012