Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения.
Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Биография …………………………………………………………….…….5
Философия Канта………………………………………………………..…7
Теория познания…………………………………………………………..10
Этика……………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

     Введение………………………………………………………………………..3

  1. Биография …………………………………………………………….…….5
  2. Философия Канта………………………………………………………..…7
  3. Теория познания…………………………………………………………..10
  4. Этика……………………………………………………………………….13

     Заключение……………………………………………………………………17

     Список литературы…………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает  массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к  жизни новые средства практического  господства над миром, она безжалостно  дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени  ни  у  кого  не вызывало сомнения.

Философия разрушает ложную и наивную  уверенность, часто не будучи в  состоянии  сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно  удовлетворяющую.

Одним из ярких представителем идеализма  является Иммануил Кант, который называл свою философию трансцендентальный идеализм.

Жизнь Канта была бедна  событиями. Он жил спокойной и  размеренной жизнью, путешествовал  мало и приобрел репутацию очень  пунктуального человека.

Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную  оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия  считается вершиной всей истории  философии до XX в.

В «докритический»  период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного  материализма. В центре его интересов  были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

В «критический»  период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных  философских работы: «Критика чистого  разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант начинает с вопроса, как  возможно априорное, метафизическое познание, и заканчивает выводом: априорное  познание возможно в виде математики и теоретического естествознания, так  как здесь у априорных форм есть предмет, чувственные образы. Но метафизика невозможна, так как Бог, душа и природа - «вещи в себе», их чувственных образов у людей  нет и не может быть. В этом существо кантовского агностицизма.

Прежде  всего Кант приходит к выводу, что  раскрытие понятий не дает настоящего познания, ибо не расширяет знаний, не добавляет к известному новых  сведений.

Согласно  учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных  форм рассудка.

Диалектический  характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и  разум. Он считал, что разумное понятие  выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес  представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или  бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия. Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный  смысл: с одинаковой убедительностью  можно доказывать, что что мир  конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен в времени  и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение о антиномиях разума было направлено против метафизики и самой  постановкой вопроса о противоречиях  способствовало развитию диалектического  взгляда на мир.

 

 

 

 

 

  1. Биография

 

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные и философские  изыскания Канта дополняются  «политологическими» опусами: в  трактате «К вечному миру» он впервые  прописал культурные и философские  основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что  позволило ему пережить всех своих  друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в  частности, юдофобию.

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Канта

 

В философском развитии Канта различают 2 периода:

- «докритический» до 1770 г. Эмпирик.  Разработка космогонической картины  мира (происхождение солнечной системы  из первоначальной туманности  – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая  естественная история и теория  неба» 1755, в нем Кант практически  исключает идею сотворения. Взаимосвязь  приливов и вращения Земли,  разработал систему классификации  животного мира, выдвинул идею  естественного происхождения человеческих  рас. «Дайте мне материю, и  я покажу вам, как из нее  должен возникнуть мир».

- «критический». 1770 г. – защита  диссертации «О форме и принципах  чувственного воспринимаемого и  умопостигаемого мира». Предпосылкой  анализа познания является механика  Ньютона как образец естественнонаучного  познания.

Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой онпонимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

«Критика чистого разума» 1781 –  критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего  априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический  разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта.

«Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует  человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

«Критика способности суждения» 1790. Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума».

Задача философии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.

Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика  достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому  доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств  в философии.

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром  как таковым.

Есть разные объекты познания, которым  соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Кант различает

- не зависящий от наших ощущений  и мышления мир – мир «вещей  в себе». Для теоретического  познания мир вещей в себе  закрыт.

- мир феноменов, явлений, мир  чувственных предметов, мыслимых  рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет двойственный характер.

- категории  или «интеллектуальные синтезы»

- время  и пространство как априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория познания

 

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь  разумом человек; и изучении отдельных  способов человеческого познания.

Главным философским произведением  Канта является «Критика чистого  разума». Исходной проблемой для  Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это  касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических  и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя  эту веру догматизмом. Кант, по его  словам, совершил Коперниканский переворот  в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности  знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир  должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями  нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления  самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это  субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

Информация о работе Философия Канта