Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения.
Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Биография …………………………………………………………….…….5
Философия Канта………………………………………………………..…7
Теория познания…………………………………………………………..10
Этика……………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это  рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции. В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Кант выделяет следующие категории  рассудка:

  1. Категории количества
    1. Единство
    2. Множество
    3. Цельность
  2. Категории качества
    1. Реальность
    2. Отрицание
    3. Ограничение
  3. Категории отношения
    1. Субстанция и принадлежность
    2. Причина и следствие
    3. Взаимодействие
  4. Категории модальности
    1. Возможность и невозможность
    2. Существование и не существование
    3. Необходимость и случайность

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности  чистого применения разума. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях, но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этика

 

Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество.

На земле нет верховного судьи, который всем воздает по заслугам, таким судьей может быть бог, таким  образом Кант приходит к мысли  о боге.

Кант обращается к пяти доказательствам  существования бога Фомы Аквинского и находит логическую ошибку Ф. Аквинского.

Он сформулировал 5 доказательств  существования бога, исходя из существования  бога, т.е. не проследил как понятие  о боге появилось в человеческом сознании, он взял его в готовом  виде.

Разбив 5 доказательств существования  Бога, Кант сформулировал 6 доказательство: Бог существует как нравственная идея, помогающая человеку примерится со злом. Бог у Канта это порождение морального сознания, т.е. религия выводится  из морали, а не так как это  было принято раньше - мораль из религии.

Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять  свой долг, говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай  так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего  законодательства». Т.о. идеи Бога и  бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует.

Разум теоретический – его анализ. это пропедевтика (от греч. «обучаю  предварительно»)

Разум практический – воление, нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… на ничто на небе…».

Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля – способность определять себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы.

Законы природы – царство  слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воля автономна. Абсолютно  несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого  субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни: «Поступай  так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится в априорной  структуре практического разума. Бог, бессмертие души – условия, при  которых умопостигаемый субъект  может мыслиться свободным. Нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального  знания о бытии бога, о потустороннем  воздаянии.

Кант выводит человеческую способность  автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы.

Основным проявлением свободы  считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных.

Согласно его формуле автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характера прямой зависимости. Отличие автономно мотивированного  поведения от поведения, определяемого  внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное  к автономной мотивации, человек  является «целью в себе», тогда как  остальные животные суть лишь простые  «средства».

Поведение человека, согласно нравственному  закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как  и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтому  формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для  себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».

Нравственный закон – это  закон внеэмпирический, т.е. мы знаем  о нем априори.

Кант, так же, разработал теорию права. С одной стороны он разграничил  право и этику, т.к. право касается внешней жизни человека, в мораль - внутренней. Мораль имеет дело с  намерениями, а право с поступками. Намерения - всегда естественны.

Право возможно только внутри государства. Это возможно на условиях всеобщего договора. Право связано со знаниями, имеющими принудительный характер. Вся политическая жизнь - это борьба людей за свободу, но поскольку человек по натуре зол, он превращает и превращает свою свободу в произвол. Но, свобода одного человека не должна противоречить свободе других людей, следовательно, в обществе свобода одного человека перекрывается общей свободой.

В конечном итоге: право должно сообразовываться с нравственными знаниями, т.е. моральными требованиями. Право предстает как  совокупность условностей, при которых  произвол одного человека подавляется  общей волей в соответствии практическим (нравственным) разумом.

Гражданская свобода - это право  лица повиноваться только тем законам, на которые оно изъявило согласие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследуя творчество И. Канта я пришела к выводу, что формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются.
Вообще, положительная  ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого  идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы  и своими работами сообщил сильный  толчок к ее дальнейшему развитию.
Многие мыслители  обращали внимание на философию Канта  как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся  концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо  отметил Фридрих Шиллер: "О  смертном человеке пока еще никто  не сказал более высоких слов, чем  Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения  светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

Одно из основных противоречий кантовской  философии состояло  в том, что  в ней достаточно ясно осознавалась генетическая связь между бескорыстием и девальвацией корысти в критических  ситуациях и в то  же время  предполагалось, что мораль могла  возникнуть из религии и внутри религии.

Этическое учение    Канта    проникнуто   ощущением   трагичности  революции,  выступившим сперва как  предчувствие,  а потом как  горькое сознание  о  происходящем и  совершившимся.  В то же время  кантовская философия  не  только далека  от   пессимизма,   овладевшего   после якобинского  террора  и  термидора  теми,  кто был одушевлен надеждами  Просвещения,  но и прямо враждебна этому пессимизму.  Подлинный  пафос кантовской  этики  - пафос стоической личной верности просветительским идеалам верности даже вопреки истории,  которая  их  дискредитировала.  Посрамлены  были  не сами идеи личной независимости,  справедливости и достоинства человека,   а   лишь   надежды    построить    общество, основывающееся на этих идеях..

Он  стремится  показать,  что  как  откровение   самого   разума   она неоспорима; ее  непреложную  обязательность  для  всякого  разумного существа не может отменить никакой общественный опыт,  никакие  «уроки истории». Вместе   с   тем   Кант   решительно   выступает   против натуралистически-прогрессистского  духа  просветительской   идеологии, против свойственной  ей  веры  в  скорое  торжество  разума,  против изображения идеального состояния общества, против изображения обязанностей   индивида  в качестве  его «разумных потребностей», моральных требований - в качестве «подлинных интересов» и т.д.

Мне кажется,  что главным в  кантовской философии является как  раз противоположная  установка   -   стремление   различить    должное     и  долженствующее иметь место  в  будущем.

В этом смысле понимаемое морального  действия  исключительно  как  действия  во  имя  будущего   есть,  с точки зрения Канта,  моральность в  границах расчетливости  и корысти.  Он искал такую этическую  концепцию,  которая приводила  бы к одному знаменателю и циничный  практицизм,  далекий  от всякой внутренней ориентации на идеал, и прогрессистский  фанатизм. Эта двуединая критико-полемическая  направленность  объясняет  своеобразие  кантовской    моральной   доктрины,   связывающей   антиисторицистскую стоическую преданность безусловному и пафос бескорыстия, идею верности нравственному закону и идею духовной автономии личности.

 

 

Список  литературы:

 

    1. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. Часть I. Кант. Фихте. Шеллинг. – К.: Стилос, 2003. – 322 с.
    2. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер.с нем.под ред. А.И.Введенского. – М.: «КАНОН – пресс», «Кучково поле», 1998. – 496 с.
    3. Нарский И.С. Кант. – М.: «Мысль», 1976, - 207с.
    4. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др.- 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989 – 815с.
    5. http://dic.academic.ru/
    6. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Канта