Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:00, реферат
Целью данной работы является изучение и исследование возникновения философии в Китае, ее развития, рассмотрение содержания основных школ философии Древнего Китая, а также подробное освещение двух основных влиятельных учений – даосизм и конфуцианство.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ 5
1.1 Рождение философии 5
1.2 Школы философии Древнего Китая 7
2 ДАОСИЗМ 12
2.1 Древнекитайский философ Лао-цзы 12
2.2 Философия даосизма 14
3 КОНФУЦИАНСТВО 17
3.1 Древнекитайский философ Конфуций 17
3.2 Философия конфуцианства 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично сливаются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке в его «благодати-добродетели» и направляемое на управление государством и воспитание подданных.
Свою этику Конфуций положил в основу учения о государственном управлении. Он говорил: «Как ветер господствует над травой, так и благородный человек» - над «ничтожеством»7. В основу взаимоотношений между правителями и подданными положен принцип «взаимного стремления к добру». Благородные люди (правители) обязаны в управлении исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору, к которому у подданных должна быть «сыновья почтительность». «Тогда люди следуют за ним, как дети за родителями». Император же обязан сочетать в себе черты чиновника и философа.
Таким образом, можно сделать вывод, что конфуцианство сосредотачивалось на этических правилах, социальных нормах и регулировании органов управления обществом, главное внимание уделялось не проблемам бытия, а человеку и обществу.
Китай внёс огромный вклад в мировую цивилизацию: изобрёл порох, бумагу, тушь, компас и создал уникальную философию.
Философия в Древнем Китае возникает в эпоху «чжаньго» (эпоху сражающихся царств), в период династий Шан (XVIII - XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI - III вв. до н. э.), когда Китайская империя переживала период политических междоусобиц, период ослабления центральной власти и кризиса традиционных устоев общества. В эпоху Чжоу происходит не только зарождение китайской философии, но и формирование ее основных школ, но при всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям - даосизму и конфуцианству. Религиозность в философии Древнего Китая не занимала существенного места, она оказалась больше под влиянием мифологии и обыденного знания.
Философские школы складываются в Китае приблизительно в 6 в. до н.э. и связываются они с именами первого китайского философа Конфуция и даосского мудреца Лао-Цзы. В других странах Востока размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений. В Китае же конфуцианство во 2 веке до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохраниться до наших дней, несмотря на различное, порой противоположное отношение к нему на различных исторических этапах.
В настоящее время Китай - глубоко религиозная страна. Сохранилось много конфуцианских храмов. Храмы являются объектами паломничества миллионов китайцев, японцев и корейцев. В наше время основными религиями Китая являются - буддизм, даосизм и в меньшей мере конфуцианство. В строгом смысле конфуцианство не является религией, это скорее философия. Даосизм является коренной религией, Буддизм был заимствован в Индии.
Таким образом, конфуцианство и даосизм оказывали и до настоящего времени продолжают оказывать влияние на формирование философской мысли Китая.
1. Васильева Е.К. Все величайшие мудрецы. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2008. – 509 с.
2. Горелов А.А. Философия: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 384 с.
3. Григорьев П.И., Квасникова С.М., Памятушева В.В. Философия: Методическое пособие. – М.: МГАКХиС, 2011. – 80 с.
4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: ИНСАН, РМФК, 1992 - 208 с.
7. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие для высших учебных заведений / Е.Е. Несмеянов; под. Ред. С.Е. Пономаревой. – Издательство «Феникс», 1997. – 448 с.
5. Петров Д.И., Хамидова В.Р. Философия: справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 284 с.
6. Степанянц М.Т. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. – 480 с.
8. Философия: Часть первая: История философии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 374 с.
9. Конфуцианство в наши дни.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.boo.uz/r/
10. Электронная библиотека по философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/. Дата обращения: 14.11.2012.
1 (от лат. transcendens - выходящий за пределы) – в философии - недоступный познанию, находящийся за пределами опыта
2 Древнекитайская философия: В 2 т. Т. 2. М., 1973. С. 18
3 Цит. по: Тросников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980. С. 217
4 Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972. С. 125
5 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 38
6 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 60
7 Китайская философия. Энциклопедический словарь. С. 152