Философия консерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

Рассматриваются наиболее видные философы русского консерватизма конца 19 - начала 20вв

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 81.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

 

Кафедра философии

 

Творческая работа

 

 

 

ТЕМА ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выполнил студент _________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Группа __________________

Работу проверили:

________________________    

           (подпись)          ______________________________

(Ф.И.О., степень,  звание)

        ______________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Ведение

 

 Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что с момента своего появления и до настоящего времени понятие консерватизм является неотъемлемой частью жизни общества. Долгое время отечественное обществознание видело в консерватизме лишь приверженность к старому строю, старым, отжившим порядкам, отстаивание и стремление восстановить их.

При этом в наши дни консерватизм завоевывает все больше популярности, причем как среди молодежи, так  и в среде серьезных политических деятелей. В частности, в свете  последних политических потрясений в нашей стране, когда философию  консерватизма, с позволения сказать, эксплуатируют различные движения националистического толка, в сознании масс обывателей происходит недопонимание  или полное отсутсиве верного  понятия Русского консерватизма. Именно сегодня крайне интересным объектом для исследования являются такие идеологии, в которых всё вращается вокруг вопроса о власти; именно сегодня не только интересно, но и полезно выявить, благодаря чему данная идеология выходит на первый план. Консерватизм в наше время воплощается в деятельности отдельных людей, организаций и политике.

 

Данная работа, конечно, не будет столь обширна и не охватит  все идеологическое различие философии  русского консерватизма второй половины 19 века. Ведь их довольно много: начиная  от радикальных течений, до славянофильства  и либерального консерватизма. В  этой работе я постарался виделить, на мой взгляд, самых интересных русских философов – консерваторов  своего времени.

Итак, начнем с кратокго описания, что же такое русский консерватизм.

 

Русский консерватизм

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой  части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной  тенденции -усиления консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, разрушение привычного уклада жизни, которые происходили под влиянием промышленной революции на Западе. Консерватизм отражал их стремление к сохранению существовавших тогда традиций, обычаев, самобытности.

Представители идейно-политического  течения, которое стремилось обосновать принципиальные отличия в развитии России и Запада, получили название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества объяснялась наличием общей - русской - идеи, отражавшей своеобразие народа. Однако содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному. Соответственно можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное.

Представителями первого направления были министр просвещения граф С. С. Уваров (1786 - 1855), известный историк Н. М. Карамзин (1766 - 1826), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев (1827 - 1905). Заслуга определения принципов концепции славянофильства принадлежит графу С. С. Уварову, выразившему смысл славянофильства в формуле «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления реформ сторонники ортодоксально-реакционного направления обосновывали глубокой религиозностью народа, преданностью самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть. Если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому необходимо сохранение самодержавия.

Главным идеологом второго направления в славянофильстве был А. С. Хомяков (1804 - I860). Представители этого направления (И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ж. Ф. Самарин, А. И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку он разрушит ее духовное единство. Самобытность русского народа А. С. Хомяков связывал с соборностью, которая обеспечивает духовную цельность, внутреннее согласие и единомыслие, любовь друг к другу. В дальнейшем писатель Ф. М. Достоевский среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.

 

 

 

 

 

 

 

Русские философы - мыслители консерватизма

 

Николай Яковлевич  Данилевский (1822 - 1885) - ученый-естествоиспытатель, философ, социолог. Он был автором фундаментального научно-критического исследования эволюционной теории Дарвина, Однако самым известным сочинением ученого стала его работа "Россия и Европа" (1871), в которой была изложена концепция культурно-исторического процесса. Книга оказала определенное влияние на Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, К.Н. Бестужева-Рюмина.

Данилевский подверг критике  европоцентризм, доминировавший в историографии XIX века, и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории  на периоды древней, средней и  новой истории. Русский мыслитель  считал подобное деление имеющим  лишь условное значение и совершенно неоправданно "привязывающим" к  этапам европейской истории явления  совсем иного рода. Хотя сам принцип  рассмотрения истории с точки  зрения "степени развития" различных  форм социальной и культурной жизни  он полагал справедливым. “Главное, - писал Данилевский, - должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития". Понятие "культурно-исторические типы" - центральное  в учении Данилевского. Согласно его  определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое семейство народов, характеризуемых отдельным языком или языковой группой, довольно близких  между собою.

Данилевский выделял в  качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в  истории, египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский (европейский). Уже в ближайшем  будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. При  этом он отнюдь не утверждал, что историческая миссия России должна осуществиться с какой-то “Вселенской” необходимостью. Напротив, русско-славянский тип может как развиться и достичь необычайно высоких результатов, так в равной мере и не реализовать себя, превратившись в простой "этнографический материал".

 

 Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) испытал существенное влияние идей Данилевского. Леонтьев сам себя называл идейным консерватором. К тем ценностям, в которые он верил и считал, что они нуждаются в консервативной защите, следует отнести прежде всего византийско-православное христианство, прочную монархическую государственность и "цветущую сложность" культурной жизни в ее самобытных национальных формах. В целом принимая предложенную Данилевским циклическую модель исторического процесса, Леонтьев гораздо в большей степени был склонен подчеркивать естественно-органический характер исторического развития. Он писал о "триедином универсальном процессе", имеющем место и в природе, и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, "младенческой" простоты, "цветущей сложности" зрелого возраста и, наконец, "вторичной простоты", характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, завершающимися неизбежной смертью исторического организма ("космический закон разложения").

С XVIII века Европа, по Леонтьеву, как раз и вступает в эту  последнюю стадию. В эпоху Просвещения  и Французской революции на Западе утверждается идеология равенства  и начинается "эгалитарный" (то есть уравнительный) процесс, который "везде разрушителен". Леонтьев с тревогой думал и о будущем  России, считая, что после Крымской войны и реформы 1861 года эгалитарная  буржуазность начала утверждаться и  в российском обществе. В отличие  от Данилевского он с большим сомнением  относился к идее объединения  славянства, опасаясь, что более  тесный союз с западными славянами, уже зараженными духом "эгалитаризма", может принести России больше вреда, чем пользы.

 

Также русскую политическую и, в частности, консервативную мысль невозможно представить без социально-политических идей Ф.М. Достоевского (1821-1881), чья личноть, на мой взгляд достаточна противоречива, но от того не менее интересна своей многогранностью. Творчество писателя-реалиста очень глубоко по своему содержанию. Его с разных аспектов изучали и исследовали известные писатели, философы Н. Страхов, В. Розанов, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, Д. Мережковский и др.

Социально-политическое воззрение  Достоевского нельзя рассматривать  в отрыве от его духовных основ, его философско-религиозной концепции, поскольку она исходит главным образом не из фактов социально-политических явлений, а из анализа противоречивой природы и сущности человеческой души, заключающей в себе непримиримую борьбу  начал добра и зла. В этом как раз таки сила Достоевского как писателя-реалиста, который не описывает, а глубоко объясняет общество (государство, власть, законодательство), находящееся в кризисном состоянии, указывая причины этого кризиса и пути выхода из него, именно в этом содержится консерватизм Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский - выдающийся русский писатель, родился  в семье военного врача, жившего  в Москве. Достоевский с детства  воспитывался в условиях, способствующих развитию религиозных представлений  о человеческом бытии. Позднее он встал на путь религиозных исканий, выражая внутренний, духовный протест  против несовершенства социально-политической жизни России середины XIX в. В студенческие годы он испытал серьезное влияние французского утопического социализма, особенно учения Фурье.

Нравственным идеалом  мыслителя была идея "соборного  всеединства во Христе" (Вячеслав Иванов). Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет как буржуазный индивидуализм, так и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как "совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех"1.

Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к  родине, России и русскому народу, связанная  не только с его "почвенническими" идеями и с отвержением "чуждых идей" нигилистов, но и с представлениями  об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и  интеллигентским пониманием идеала. “Если последний предполагает,- по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и которому даже имя придумать трудно"2, то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский делал все возможное, особенно в философско-публицистическом "Дневнике писателя", для пробуждения в обществе национального чувства; он сетовал на то, что, хотя у русских есть "особый дар" восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно. Достоевский верил во "всемирную отзывчивость" русского человека и считал ее символом Пушкина. Он настаивал именно на идее "всечеловечности" и пояснял, что в ней не заключено никакой враждебности Западу. "…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного" 3.

В апреле 1849 г. Достоевский  был арестован, в вину ему вменялось распространение “преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского”4. Приговор сулил смертную казнь, но она была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку  зло, как полагал он, коренится  в самой человеческой натуре. Достоевский  становится противником распространения  в России "общечеловеческого" прогресса и признает важность "почвеннических" идей, разработку которых начинает в журналах "Время" (1861 - 1863) и "Эпоха" (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в цитате: "Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного"5. Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу деньгами. Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней культуры взаимопомощи, или “братского начала” и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной альтернативой западному  либерализму, консерватизму (протестантству, католицизму), атеистическому, революционному социализму может противостоять, по мысли Достоевского, идея почвенничества и русская идея.

Консерватизм Достоевского заключался в том, что развитию буржуазных отношений в России нет места  ни в настоящем, ни будущем. Социально-экономическая  и духовная самобытность жизни русского народа не совместима с отрицательными, разрушительными явлениями капитализма.

Согласно почвенническому  воззрению Достоевского, русский  народ не является объектом, и приложением сил отдельных “сильных” личностей, гениев, а является сам деятельным субъектом, органической силой.

Распознав болезненные и  опасные политические тенденции 60-70-х  гг., Достоевский не только сделал активную попытку развенчать окончательно политический авантюризм, революционный экстремизм, их опасность для общества, но и  показал, к чему могут привести идейно-политические блуждания той части интеллигенции, которая оторвала себя от Бога, от Христа, от христианских нравственных норм, от народа. Особенно это наглядно он проиллюстрировал в своем романе "Бесы". Именно в этом произведении, Достоевский  со всей откровенностью и четкостью  выразил свои политические взгляды, свое отношение к русской революции  и различным движениям (народничеству, анархизму, либерализму с его  крайним индивидуализмом и другим организациям и движениям) с позиции  политического консерватизма, правда, перемешанного с революционностью, но революционностью другого плана и направления. “В "Бесах",- писал Н. Бердяев о Достоевском, "он является пророком русской революции, он революционер духа. Он хочет революции с Богом, с Христом. Достоевский враг атеистического социализма, как соблазна великого Инквизитора, как предания свободы духа во имя хлеба и счастья. Он тоже социалист на почве православия, социалист со Христом. Он строил теократическую утопию, которая есть отрицание старого мира, отрицание государства и буржуазного хозяйства. В этом он очень русский"6.

Информация о работе Философия консерватизма