Философия консерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

Рассматриваются наиболее видные философы русского консерватизма конца 19 - начала 20вв

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 81.31 Кб (Скачать файл)

 

Философия либеральных консерваторов

В либеральном консерватизме  идеал социального наследования состоит в гармонизации традиции и новации, которые рассматриваются  как своего рода независимые друг от друга самостоятельные источники  социального становления. С точки  зрения либеральных консерваторов, общество должно блюсти становление  новых форм семьи, церковных, национально-государственных  институтов и т.д. Завоевания прогресса  для них ценнее традиций - однако, они полагают более разумным не ломать традиции, а постепенно вести преобразования общества, совершать медленную и  умеренную эволюцию.

Систематическая разработка консервативного либерализма принадлежала Б.Н. Чичерину (1828 - 1904), профессору философии, права, историку, который ввел термин "либеральный консерватизм".

В статье "Различные виды либерализма" Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли "классификацию" русского либерализма, обозначил "главные его направления, которые выражаются в общественном мнении", выделив три его вида и дав им социально-политическую характеристику, актуальную, на мой  взгляд, и сегодня:

1) " Уличный" либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, самолюбование собственным "волнением", - "извращение, а не проявление свободы";

2) "Оппозиционный" либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, "наслаждающийся самим блеском своего оппозиционного положения", критикующее ради критики" ("отменить, уничтожить - вся его система") и понимающий свободу с "чисто отрицательной стороны";

3)"Охранительный" либерализм, несущий в себе позитивный смысл и ориентированный на осуществление реформ с учетом всех социальных слоев на основе их взаимных уступок и компромиссов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом истории.

Таким образом, по мнению Чичерина, с позиции "высшей" ступени  развития либерализма - "охранительного", или консервативного, - всякий гражданин, не преклоняясь перед властью, во имя собственной свободы обязан уважать существо самой государственной  власти. Для философии права и  социологии "охранительного" либерализма  Чичерина, основанных на триединстве  трех основных начал общежития - свободы, власти и закона, равноценных и  неразделимых, их гармоническое соглашение предполагает общественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни; последнее  возможно при единстве власти, а  не ее разделении. Лучше всего это  достигается при такой "смешанной" форме правления, как конституционная  монархия, которая является политическим идеалом для мыслителя. Предпочтение ей он отдавал потому, что:

1) Монарх, являясь представителем интересов целого (общества), стоит выше сословных разделений, выше партий; он есть "примиритель" и посредник между противоположными элементами: народом и аристократией (дворянством). Монарх представляет начало власти, аристократию.

2) Монархическая власть играла огромную роль в истории России, и "еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа".   В "охранительном" либерализме Чичерина духовные основы (в лице свободно-разумной личности) соединяются с общественными взаимодействиями, которые регулируются правом; принцип личной свободы и прав человека в обществе может быть осуществлен лишь при условии ограничения "внутренне" (духовно-нравственно и религиозно) и "внешне" (правом, законом, сильной властью).

Носителем, социальным субъектом  осуществления своего политического  идеала Чичерин считал дворянство - "первенствующее сословие в государстве", имеющее ценз и образование, "начало общегражданского порядка" (за что  его критиковал молодой Струве, отмечая, однако, уже в 1897 г. наличие у Чичерина "реалистического, консервативного  мировоззрения" и усвоение им "начал  либерализма"), и "среднее сословие".

Чичерин особо подчеркивал, что ни изменение статей Свода  законов, ни смена нескольких администраторов  не обновят России: "И корень зла, и средства врачевания лежат не в  учреждениях, ни во внешних условиях, а в нас самих. Настоящая задача состоит. не в перемене людей и  учреждений, а в работе над собою"7.  Здесь очевидна сущность консервативного, умеренного, либерализма: осуществление принципа свободы личности возможно не только внешне (изменением социальных, правовых и политических институтов в сторону их демократизации, т.е. власти, закона, права), но необходимо и внутренне (работой над собой, развитием нравственности, политической культуры, правосознания). Нравственное совершенствование жизни может быть также двояким: внесение добра в человеческие души, нравственное воспитание и совершенствование порядка жизни, действующих в нем норм и учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследование русского консерватизма  во второй половине XIX века (1861-1917 гг.) показывает, что идеологические построения видных деятелей были тесно связаны с  западной и российской действительностью  второй половины XIX - начала ХХ века. Идеология  европейского консерватизма развивались, в основном, в либеральном направлении.

В России XIX века консерватизм ярко проявился в работах Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, либеральных  консерваторов - Б. Чичерина и П. Струве и защитников монархии К. Леонтьева  и Л. Тихомирова.

Социально-политическое воззрение  Достоевского нельзя рассматривать  в отрыве от его духовных основ. Систематическая  разработка концепции "охранительного", или консервативного, либерализма  принадлежала Б.Н. Чичерину. По Леонтьеву  консервативному восприятию государству  как целому, состоящему из "коллективных членов", противопоставлялась либерально-буржуазная идея "общегражданского государства", "членами" или гражданами которого являлись отдельные атомизированные  личности.

В общем, общественно-политические взгляды отечественных консерваторов  развивались под воздействием происходящих в России модернизационных процессов. Но при всех обстоятельствах идеологи консерватизма отстаивали основные традиционалистские принципы: сильную  государственную власть (обязательно  монархическую), принцип иерархии и  строгой дисциплины, необходимость  противодействия либеральной и  радикально-социалистической доктринам.

Современная наука должна внести свои коррективы в оценку консервативных проектов. Нельзя отделять консерватизм от других учений. Нужно пытаться объединить консервативную, либеральную и социалистическую составляющие. Данный "коктейль" должен базироваться на основе защиты российской государственности, на современном  этапе, от различных "недугов", которые  в прошлом подточили государственность  как самодержавной, так и советской  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  • “Зимние заметки о летних впечатлениях”, Ф.М. Достоевский; http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij/zametki.txt&page=0
  • Библиотека цитат wisdomcode.info; http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/48959.html?page=3
  • Цитаты из биографии Ф.М. Достоевского

http://www.md.spb.ru/dostoevsky/biography/

  • Официальный сайт Института философии РАН; http://iph.ras.ru/elib/1012.html
  • Н.А. Бердяев, “Откровение о человеке в творчестве достоевского”; http://www.repetitor.org/materials/dostoevsky2.html
  • Б.Н. Чичерин, “Что такое охранительные начала?”; http://www.repetitor.org/materials/dostoevsky2.html
  • “Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика; под редакцией В.Я. Горсула;

http://propagandahistory.ru/books/pod-red--V-YA--Grosula_Russkiy-konservatizm-XIX-stoletiya--Ideologiya-i-praktika-/

 

 

 

 

 

 

1 Ф.М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях»

2 Библиотека цитат wisdomcode.info

3 Ф.М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях»

4 http://www.md.spb.ru/dostoevsky/biography/

5 В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов. Философские идеи Достоевского

6 Н.А. Бердяев. Откровение о человеке в творчесте Достоевского

7 Б.Н. Чичерин. Что такое охранительные начала




Информация о работе Философия консерватизма