Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:21, реферат
Рассматриваются наиболее видные философы русского консерватизма конца 19 - начала 20вв
Философия либеральных консерваторов
В либеральном консерватизме
идеал социального наследования
состоит в гармонизации традиции
и новации, которые рассматриваются
как своего рода независимые друг
от друга самостоятельные
Систематическая разработка
консервативного либерализма
В статье "Различные виды
либерализма" Чичерин дал первую
в истории отечественной
1) " Уличный" либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, самолюбование собственным "волнением", - "извращение, а не проявление свободы";
2) "Оппозиционный" либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, "наслаждающийся самим блеском своего оппозиционного положения", критикующее ради критики" ("отменить, уничтожить - вся его система") и понимающий свободу с "чисто отрицательной стороны";
3)"Охранительный" либерализм, несущий в себе позитивный смысл и ориентированный на осуществление реформ с учетом всех социальных слоев на основе их взаимных уступок и компромиссов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом истории.
Таким образом, по мнению Чичерина, с позиции "высшей" ступени развития либерализма - "охранительного", или консервативного, - всякий гражданин, не преклоняясь перед властью, во имя собственной свободы обязан уважать существо самой государственной власти. Для философии права и социологии "охранительного" либерализма Чичерина, основанных на триединстве трех основных начал общежития - свободы, власти и закона, равноценных и неразделимых, их гармоническое соглашение предполагает общественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни; последнее возможно при единстве власти, а не ее разделении. Лучше всего это достигается при такой "смешанной" форме правления, как конституционная монархия, которая является политическим идеалом для мыслителя. Предпочтение ей он отдавал потому, что:
1) Монарх, являясь представителем интересов целого (общества), стоит выше сословных разделений, выше партий; он есть "примиритель" и посредник между противоположными элементами: народом и аристократией (дворянством). Монарх представляет начало власти, аристократию.
2) Монархическая власть играла огромную роль в истории России, и "еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа". В "охранительном" либерализме Чичерина духовные основы (в лице свободно-разумной личности) соединяются с общественными взаимодействиями, которые регулируются правом; принцип личной свободы и прав человека в обществе может быть осуществлен лишь при условии ограничения "внутренне" (духовно-нравственно и религиозно) и "внешне" (правом, законом, сильной властью).
Носителем, социальным субъектом осуществления своего политического идеала Чичерин считал дворянство - "первенствующее сословие в государстве", имеющее ценз и образование, "начало общегражданского порядка" (за что его критиковал молодой Струве, отмечая, однако, уже в 1897 г. наличие у Чичерина "реалистического, консервативного мировоззрения" и усвоение им "начал либерализма"), и "среднее сословие".
Чичерин особо подчеркивал, что ни изменение статей Свода законов, ни смена нескольких администраторов не обновят России: "И корень зла, и средства врачевания лежат не в учреждениях, ни во внешних условиях, а в нас самих. Настоящая задача состоит. не в перемене людей и учреждений, а в работе над собою"7. Здесь очевидна сущность консервативного, умеренного, либерализма: осуществление принципа свободы личности возможно не только внешне (изменением социальных, правовых и политических институтов в сторону их демократизации, т.е. власти, закона, права), но необходимо и внутренне (работой над собой, развитием нравственности, политической культуры, правосознания). Нравственное совершенствование жизни может быть также двояким: внесение добра в человеческие души, нравственное воспитание и совершенствование порядка жизни, действующих в нем норм и учреждений.
Заключение
Исследование русского консерватизма во второй половине XIX века (1861-1917 гг.) показывает, что идеологические построения видных деятелей были тесно связаны с западной и российской действительностью второй половины XIX - начала ХХ века. Идеология европейского консерватизма развивались, в основном, в либеральном направлении.
В России XIX века консерватизм ярко проявился в работах Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, либеральных консерваторов - Б. Чичерина и П. Струве и защитников монархии К. Леонтьева и Л. Тихомирова.
Социально-политическое воззрение
Достоевского нельзя рассматривать
в отрыве от его духовных основ. Систематическая
разработка концепции "охранительного",
или консервативного, либерализма
принадлежала Б.Н. Чичерину. По Леонтьеву
консервативному восприятию государству
как целому, состоящему из "коллективных
членов", противопоставлялась
В общем, общественно-политические
взгляды отечественных
Современная наука должна
внести свои коррективы в оценку консервативных
проектов. Нельзя отделять консерватизм
от других учений. Нужно пытаться объединить
консервативную, либеральную и социалистическую
составляющие. Данный "коктейль"
должен базироваться на основе защиты
российской государственности, на современном
этапе, от различных "недугов", которые
в прошлом подточили
Список использованных источников:
http://www.md.spb.ru/
http://propagandahistory.ru/
2 Библиотека цитат wisdomcode.info
3 Ф.М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях»
4 http://www.md.spb.ru/
6 Н.А. Бердяев. Откровение о человеке в творчесте Достоевского
7 Б.Н. Чичерин. Что такое охранительные начала