Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Основной вопрос философии.
3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

будет философия.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

3. Иное мироощущение принесла  с собой эпоха Возрождения  (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал  себя центром вселенной. Антропоцентризм  (гуманизм) тип философского мировоззрения,  в центре которого стоит проблема  человека (Европа эпохи Возрождения,  нового и новейшего времени,  современные философские школы)7.

2. Основной вопрос философии. 

Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. Ф.Энгельс пишет «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос, то есть которые утверждали, что дух существовал прежде природы - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». [6]

При постановке основного  вопроса философии возникает  вопрос не только о приоритете материального  или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает  возможность многочисленных модификаций  в решении основного философского вопроса как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое вне человека существующее мышление («абсолютную идею»), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической воле. Многие домарксистские и немарксистские философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному основной вопрос философии. Для Ф. Бэкона, например, основной вопрос философии - это проблема овладения стихийными силами природы. Французский философ А.Камю полагал, что основной вопрос философии есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Г.Гегель и Л.Фейербах, близко подошли к правильной формулировке основной вопрос философии Вычленение же основного вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Ф.Энгельсу [7]. Энгельс рассматривал его как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определенное представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, основной вопрос философии, по словам Энгельса, «принял более острую форму: создан ли мир Богом или он существует от века»[8]. Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций основной вопрос философии «мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение»[9].

При формулировании основного  вопроса философии марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного  и материального, субъективного  и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной  реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному. Основной вопрос философии заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: «Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» [10]. Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксовского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им основного вопроса философии. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии на познание общественной жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия»[11]. Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении основного вопроса философии выявляются два главных философского направления - материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание историко-философского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философия в  системе культуры. Функции философии.

Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.[12]

Философия многогранна. Обширно  поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях  нередко односторонне акцентируются  лишь те или иные аспекты этого  сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или  «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры.

Культурологический подход дал возможность исследовать  философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы  связей, в которой она проявляет  себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности  в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких  специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии  как культурно-исторического явления  позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как  единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое  преодоление устаревших и утверждение  новых форм опыта. Кроме того, удается  проследить их сложные взаимосвязи  и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые  возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: такова по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени  ее возникновения человечеством  уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это  рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ  состоит в том, что

философия, давая людям  целостный взгляд на мир, позволяет  им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ  философия состоит в том, что

она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей. В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ  философии состоит в том,

что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ  философии состоит в той, что

она объединяет, интегрирует  отдельные области знания в целостную  систему. Это позволяет каждому  узкому специалисту видеть свою область  знания или творчества в контексте  общих мировых связей, мировых  процессов и, следовательно, дает ему  возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных  функций и определяет роль философии  в жизни человеческого общества.

 

 

 

Заключение 

 

Мною были рассмотрены  фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь  и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Введение в философию:  Учебник для вузов. В 2 ч.  Ч.1. - М., 1939.

2.   Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21

3.   Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

4.   Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26

5.   Радугин А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. -   М.: Центр, 2004. — 336 с.

6. Спиркин А.Г. Основы  философии: Учеб. пособие для вузов. - М., 1968.- 736 с.

7.   Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев,

П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840 с.

8.   Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —

224 с.

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006, С. 15.

2 Ильин В.В. Философия. – М: академический проект 1999. Т. 1.  С. 94

3 Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 357.

4 Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 497

5  Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 726.

 

6Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283

7Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.282-291

8Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283

9Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283

10Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.284

11Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 55—56)

12 Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 1.


Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе