Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:40, контрольная работа
Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
Введение.
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Основной вопрос философии.
3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
3. Иное мироощущение принесла
с собой эпоха Возрождения
(XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал
себя центром вселенной.
2. Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. Ф.Энгельс пишет «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос, то есть которые утверждали, что дух существовал прежде природы - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». [6]
При постановке основного
вопроса философии возникает
вопрос не только о приоритете материального
или духовного, но и относительно
того, что считать материальным,
а что духовным. Отсюда проистекает
возможность многочисленных модификаций
в решении основного
При формулировании основного
вопроса философии марксизм-
3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.[12]
Философия многогранна. Обширно
поле, многообразны проблемные пласты,
области философского исследования.
Между тем в различных учениях
нередко односторонне акцентируются
лишь те или иные аспекты этого
сложного явления. Скажем, внимание фокусируется
на связи «философия — наука» или
«философия — религия» в отвлечении
от всего остального комплекса вопросов.
В других случаях в единственный
и универсальный предмет
Культурологический подход
дал возможность исследовать
философию как явление сложное,
многомерное, с учетом всей системы
связей, в которой она проявляет
себя в жизни общества. Подобный
подход соответствует реальной сути
философии и вместе с тем отвечает
насущной современной потребности
в широком, полноценном миропонимании,
которое не достигается на пути узких
специализаций философской
Рассмотрение философии
как культурно-исторического
Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: такова по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.
В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей:
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что
философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что
она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей. В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том,
что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что
она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.
Осуществление перечисленных
функций и определяет роль философии в жизни человеческого
Заключение
Мною были рассмотрены фундаментальные философские
Список используемой литературы:
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1939.
2. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21
3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
4. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26
5. Радугин А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М., 1968.- 736 с.
7. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев,
П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.—840 с.
8. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. —
224 с.
1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006, С. 15.
2 Ильин В.В. Философия. – М: академический проект 1999. Т. 1. С. 94
3 Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 357.
4 Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 497
5 Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.— С. 726.
6Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283
7Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.282-291
8Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283
9Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.283
10Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.284
11Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 55—56)
12 Якушев А. В.Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — С. 1.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе