Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:40, контрольная работа
Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
Введение.
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Основной вопрос философии.
3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
Министерство образования науки
Российской Федерации
Новосибирский юридический институт (филиал)
Национального исследовательского
Томского государственного института
Кафедра общественных наук
Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе
по философии
студента 1 курса
заочного отделения
группа 21-ЗБ
проверил: доцент
Новосибирск 2013
Содержание
Введение.
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Основной вопрос философии.
3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
Введение
Философия - (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
У каждого изучающего философию рано или поздно закономерно возникает интерес к тому, есть ли в философии такие вопросы, проблемы, которые по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта представляет интерес не только для начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что "вечные" философские проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а также, например, смысла жизни, природы человеческого познания и т.п., так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.
1.Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Мировоззрение как понятие настолько часто
Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительности человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действительность целостно; то есть не только природно-общественный мир жизни и деятельности человека; но и его общественные отношения и жизненные интересы. [1]
Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.
Мироощущение - это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д.
Миропонимание – познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выяснение сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов. [2]
Оно отражает познавательно-интеллектуальную
сторону мировоззрения и
Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.
В зависимости от степени познавательной глубины, логической последовательности интеллектуальной силы аргументов различают два уровня миропонимания:
- повседневно-практический
- теоретический
ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ,
ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание
"Минусы" сводятся, во-первых,
к тому, что житейское миропонимание
в его массовых, повседневных
формах носит стихийный
"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.
Соотношение жизненно-практического и теоритического уровней мировоззрения в определенной мере прослеживается в исторической последовательности.
В данном случае можно сказать,
Исторически первым типом мировоззрения является мифология.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества». [3] Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Мировоззренческие вопросы
в мифологии в основном решались
генетически: научное объяснение процесса
Аналогичная схема встречается в мифологии других народов мира.
Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она устанавливала гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержание мифов первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же период существовала и религия, которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое целое.
Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю». [4]
Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны". Однако религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась культовой системой, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую систему, выступал в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции,
включаясь в культовую систему,
приобретали характер вероучения, основная
функция которого состояла в том,
чтобы избавить человека от земных,
исторически изменчивых, преходящих
аспектов бытия, возвысить его до
чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной
сфере это проявлялось в
По мере развития человеческого
общества, совершенствования
В отличии от религиозного мировоззрения
с его преимущественным вниманием к превосходящим
человека силам природы и существам, философия
вынесла на первый план
Первоначально понятие «философия» , по сути дела, означало совокупность теоритических знаний, приобретенных человечеством. . Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания - математики, физики, биологии, химии и др. - философия утратила функцию быть единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. Философия - это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.
Целостность понимания мира
дает мировоззренческую опору
Второй важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм(от лат. субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.
Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств выражения собственных идей. Её специфика проявлялась в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, включал в себя сомнение.
Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности "житейского подхода" к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того, что имелось на самом деле (знание).
Философы ставят все под
сомнение для того, чтобы проверить,
насколько прочны человеческие установления,
и отбросить те из них, которые
отжили свой век, поставить на более
прочный фундамент те знания, которые
выдержали проверку временем. Философия,
таким образом, с самого начала своего
существования имеет духовно-
Отметим следующие из них:
1. Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе,
так и на Востоке) характерен
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе