Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:01, лекция
Темпы и характер изменений современной жизни ставят человека в такие условия, когда интеллектуальное и духовное совершенствование должно осуществляться непрерывно. Если человек не ощущает этого требования времени, игнорирует или не соответствует ему, то его судьба не сложится счастливо или хотя бы удачно. Обыденность и мещанство погубят живой ум, неординарные способности, лишат человека величайшего удовлетворения творчеством.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Темпы и характер изменений современной жизни ставят человека в такие условия, когда интеллектуальное и духовное совершенствование должно осуществляться непрерывно. Если человек не ощущает этого требования времени, игнорирует или не соответствует ему, то его судьба не сложится счастливо или хотя бы удачно. Обыденность и мещанство погубят живой ум, неординарные способности, лишат человека величайшего удовлетворения творчеством.
Без целенаправленной системы
всеохватывающего познания творческая
личность состояться не может. Обучение
всегда должно быть радостным, увлеченным,
одухотворенным, направленным как на
жизненную перспективу, так и
на решение задач сегодняшнего дня.
Плодотворно усвоенные знания дают
возможность постигать законы окружающего
мира. Значительным этапом в их изучении
является философия. Она позволяет
видеть мир во всей его целостности,
соединить все фрагменты
Мировая философия предлагает величайшее разнообразие концепций. Человеку важно найти свою из большого числа оригинальных мировоззренческих позиций, которая помогла бы ему осуществить свое предназначение, сформировать свою судьбу – сплав собственных, разумных, активных действий с учетом особенностей исторического времени.
Счастливых открытий Вам на этом пути!
Вводная лекция. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Термин «философия» состоит из двух корней: «phillo» - люблю, «cophia» - мудрость.
Исторические хроники утверждают, что её автором является древнегреческий учёный и философ Пифагор. Он, будучи на спортивных соревнованиях, любуясь красотой молодых тел, ловкостью и отвагой спортсменов, задумался о расширении ценностных представлений человечества. Общество должно характеризоваться не только стремлением к динамике тела, но и красоте ума, а также к его высшему выражению – мудрости.
Аналогичный древнеиндийский термин «даршака» трактуется как видение истины, а славяне употребляли слово: «любомудрие». Сходные: «филармония» - любовь к гармонии (соразмерность), «филателия»- любовь к коллекционированию и т.п.
Как понятие, философия формируется позже, когда происходит осознание её предназначенности. Это учение о всеобщих законах природы, общества, человека, его деятельности, сознания, мышления.
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Например, физика изучает только физические явления, биология – проблемы живого, медицина – лишь способы лечения болезней людей, но не его самого во всей совокупности свойств. Наукам присущи различные уровни обобщения, но они не выходят за рамки определённой части, сегмента окружающей действительности. В связи с этим данные виды знания называют частными, конкретными. специальными.
Философия осмысливает результаты развития специальных наук, сводит в единую систему зависимостей массив исследований по областям знания, создавая всеобъемлющий комплекс универсальных законов мироздания. Поэтому предмет философии можно обозначить как исследование конкретных знаний о мире, а также мир во всей совокупности его процессов и человека, познающего этот мир, себя и своё место в нём. Исходя из данного определения предмета, можно очертить круг наиболее фундаментальных философских проблем:
мир – проблема бытия (существования), субстанции (первоосновы), материи (вещества), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);
человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;
взаимодействие мира и человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.
Соответственно, многообразию проблем в философии сложился ряд аспектов, исследующих разные стороны взаимодействия мира и человека:
онтологический (греч. – ontos - сущее, logos - учение) – анализирующие процессы бытия;
гносеологический (греч. – gnosis - знание, logos - учение) рассматривающий процесс и результаты познания мира;
антропологический (греч. – antropos - человек, logos - учение) – систематизирующий философские знания о человеке;
социально-философский (лат. – socialis - общественный) – изучающий законы функционирования и развития общества;
аксиологический (греч. – axia - ценность, logos - учение) – формирующий учение о ценностях мира, бытия самого человека;
праксиологический (греч. – praktikos - деятельность, logos - учение) – конкретизирующий специфику практической деятельности людей;
логический (греч. – logos - слово, мысль, учение) – представляющий законы человеческого мышления.
Имеются ещё и этический,
эстетический, эвристический, культурологический,
историко-философский аспекты. Они
не менее рельефны и важны, но их
конкретизация значительно
Авторы, считающие философию наукой, базируются на следующих её особенностях:
1. Это знание имеет теоретический характер.
2. Имеет, как и другие науки, свой предмет, объект и функции.
3. За историю своего развития она выработала систему понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий и систем теорий.
4. Базируется на данных конкретных научных дисциплин. В свою очередь, как самая общая из всех наук, вырабатывает для них систему методов (способов действия).
Но существует и другое мнение, что философия не наука, и выступает лишь как гуманитарное знание, так как:
1) не имеет собственной практической базы, длительно проверяет свои выводы в конкретных процессах жизни;
2) имеет большое количество противоположных направлений. Например, материализм и идеализм, гносеология и агностицизм, метафизика и диалектика, монизм и дуализм и т.д.;
3) в ней существует большое количество сведений, которые не могут быть как полностью доказанными, так и опровергнутыми;
4) несёт на себе печать личностных черт её создателей, что снижает ценность открытий в научном плане, так как наука должна быть максимально приближена к объективной (реальной) оценке действительности.
И, наконец, философию иногда относят к сфере искусства, мотивируя:
1) наличием эмоционального элемента в философском познании (например, при рассмотрении проблем жизни и смерти, судьбы человека и т.д.) ввиду близости данной проблематики каждому человеку;
2) анализом не только закономерных, часто повторяющихся явлений, но и уникальных, неповторимых, что больше свойственно художественному познанию и творчеству.
3) многогранностью, многоаспектностью смыслов её основных понятий.
На удивление все эти
аргументы и позиции
Предназначение философии в обществе представлено большим количеством функций ( от лат. functio - исполнение, свершение, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в системе отношений).
Основные среди них:
1. Гносеологическая ( теоретико-познавательная) – философия как система знания помогает познавать мир, систематизировать знание о нем, проникать в сущность его процессов и явлений.
2. Мировоззренческая - способствует формированию системы взглядов на мир и место человека в нем, создавая и ориентируя его смысложизненные установки.
3. Методологическая (греч.methodos - путь, logos - учение, т.е. учение о способах и путях познания ) — состоит в обобщении и синтезировании (синтез - соединение элементов в единое целое) результатов конкретных наук. На данной основе философия формулирует универсальные (всеобщие) методы познания для всех видов знания, способствуя этим совершенствованию и установлению наиболее эффективных путей дальнейшего исследования объектов. Но, в свою очередь, философия базируется на выводах специальных наук, делает их объектом анализа для последующего развития своих положений. Существовать вне этой системы связей не смогут ни философия, ни частные науки.
4. Социокультурная - как особая форма накопления духовного опыта человечества, философия осмысливает состояние культуры, сопоставляет различные типы ее функционирования, обнаруживает и формулирует ее проблемы, тем самым осуществляет теоретический подход к новым культурным системам.
5. Идеологическая - философские положения могут быть использованы для создания идеологических доктрин, прежде всего, для защиты позиций властвующих структур.
6. Праксеологическая - ее положения помогают взаимодействию человека с окружающей действительностью, преобразованию ее, использованию законов мира.
7. Прогностическая - как и любое знание, философия на основе познанных закономерностей мира (принципа всеобщей связи и развития, причинно-следственной зависимости всего происходящего, системности и т.д.) может давать предположительные прогнозы на будущее. Однако они носят вероятностный, многовариантный характер.
Таким образом, философия выступает полифункциональным ( греч. роlу - много) образованием, особым видом знания. По своей роли - феноменом духовной культуры, демонстрирующим единство мира, человека, бытия. Она, как интегративное (совокупное) знание формирует и во многом направляет сознание и деятельность общества, оказывает воздействие на мышление и познание отдельного человека.
В связи с этим правомерно вести речь о роли философии в формировании мировоззрения. Мировоззрение - система обобщённых взглядов человека на мир и его собственное место в нем.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную.
Эмоционально-психологическая с
Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения.
Существуют следующие типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Развитие мировоззрения зависит от социального происхождения человека, социальных условий жизни, его воспитания, образования, опыта, возраста. Оно носит исторический характер, т.е. меняется с течением времени, совершенствуясь и усложняясь (например, качественно различны мировоззрения средневекового и современного человека ).
Существуют исторические типы мировоззрения: миф, философия и религия. Миф (греч. muthos - сказание ) - фантастическое отражение действительности, присущее людям первобытного общества. В нем одухотворялась природа, Боги не всегда были вершителями судеб людей. Довольно часто Боги изображались пренебрежительно, отягощенные пороками: мстительностью, сварливостью, злостью, кровожадностью и т д.
Функции мифа как мировоззрения не исчерпались до сих пор. Мифы целенаправленно создаются и распространяются в современных условиях для достижения политических целей, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни.
Философия, как тип мировоззрения, стремится выработать не только теоретическую, но и практическую мудрость, помочь человеку обрести себя, осознать свое назначение, найти применение своим способностям. Она сравнивает, осмысливает процессы действительности, выявляет их первооснову, причины возникновения и роль в окружающем мире: что общезначимо, а что - временно, преходяще. Философия анализирует познанное частными науками и как практическая мудрость трактует непосредственные и опосредованные изменения реального бытия.
Религия возникает позже мифа и философии на основе первобытных верований. Ее мировоззренческие ориентиры: человек находится в полной власти Бога, регулирует свою жизнь через божественные заповеди и должен безоговорочно верить им.
Соответственно историческим типам существуют разновидности мировоззрения, классифицируемые по своему содержанию на- вненаучные, научные и антинаучные.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе