Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:01, лекция
Темпы и характер изменений современной жизни ставят человека в такие условия, когда интеллектуальное и духовное совершенствование должно осуществляться непрерывно. Если человек не ощущает этого требования времени, игнорирует или не соответствует ему, то его судьба не сложится счастливо или хотя бы удачно. Обыденность и мещанство погубят живой ум, неординарные способности, лишат человека величайшего удовлетворения творчеством.
Вненаучное — обыденное, обслуживающее каждодневные потребности людей. Оно всегда находится во власти расхожих стереотипов и обыденного мнения. Основывается на здравом смысле, носит поверхностный характер, непоследовательно, опирается на традиции, тяготеет к статичности.
Научное - ориентируется на познание сущности предметов и процессов, т.е. - на постижение истины. Систематизировано, ему присущи доказательность и развитие собственных положений.
Антинаучное - религиозное и мистическое, отрицает науку Не ставит перед собой задачу познания истины, руководствуется догматами (неизменные положения веры ).
Классификация может быть
осуществлена и по иному критерию
- отношению мировоззрения к
Соответственно:
- прогрессивное - отвечающее передовым тенденциям своего времени, способствующее осуществлению прогресса;
- консервативное - ориентирующееся на неизменность общественного устройства и отсутствие необходимости преобразований;
- реакционное - имеющее в своей основе регрессивные тенденции, помогающее движению вспять.
Кроме того, необходимо отметить разноуровневость мировоззрения.
Существует:
- мировоззрение личности;
- мировоззрение социальных групп, социальных общностей;
- мировоззрение общества.
Мировоззрение человека – система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром, продуманное воззрение по вопросам мироустройства, определённая позиция в осознании своего предназначения, обоснованность жизненных установок, представлений о добре и зле: что представляют собой эти явления? Можно ли подняться над злом? Наполнить добром все свои жизненные проявления?
Мировоззрение социальных групп, социальных общностей включает в мировоззренческие системы всех людей, входящих в их состав, аккумулируя самое существенное.
Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные направления в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период.
Указанные уровни, взаимодействуя, взаимовлияя друг на друга, демонстрируют взаимосвязь сложных мировоззренческих процессов.
При всем разнообразии типо- и видообразований мировоззрения можно вычленить его структурные части:
1. Знания специальных наук. Они могут носить систематизированый (получаемый в процессе образования) или несистематизированный (хаотический) характер. Содержание конкретных знаний помогает человеку ориентироваться в мире, познавать себя и свои связи с обществом, природой, принимать оптимальные решения.
2. Нормы – социальные общепринятые правила, которые являются образцами поведения. Наиболее значительными системами нормативной регуляции выступает мораль и право. Они выработаны обществом в процессе его исторического развития, рассчитаны на всех, носят безличный характер, не учитывают конкретных условий протекания действия и индивидуальность характера его участников.
Следование нормам осуществляется:
1) путем превращения внешних
требований общества во
2) через применение обществом
мер социального контроля, если
чье-либо поведение
3. Принципы – внутренние регуляторы мышления, поведения, деятельности, общения и отношений человека. Вырабатываются личностью самостоятельно в процессе жизни на базе ее социального опыта с учетом общезначимых социальных норм. Мировоззренчески развитая личность руководствуется своими принципами, меньше нуждаясь в нормативной поддержке общества.
4. Ценности – социально значимые явления. Они направляют деятельность и отношения как отдельного человека, так и всего общества. Конкретное содержание и степень их системной организации зависят от уровня культуры общества, социальных групп, отдельного человека. В процессе жизни личность формирует свою систему ценностей из выработанных обществом, составляя собственную ценностную ориентацию. Она необходима в связи с тем, что человек постоянно стоит перед проблемой жизненного выбора в различных вопросах, оценкой происходящего, перед конкретизацией своей позиции.
5. Идеалы (греч. – «idea» - представление) – мысли о совершенстве: моральном, нравственном, интеллектуальном, политическом, эстетическом и т.д. Они выступают как образцы, будущие ориентиры, желаемая модель внутреннего и внешнего переустройства. Достигнув его, реализовав себя в этом движении, человек избирает новый образец для подражания в соответствии с измененным во времени представлением о своем будущем пути, его целях и задачах.
6. Убеждения – знания и принципы, проведенные личностью на своем реальном опыте. Они являются предпочтительными алгоритмами поведения в аналогичных ситуациях, пусковым механизмом к действию.
7. Философия – выполняет системообразующую функцию в структуре мировоззрения, выступает как его ядро, центр, остов, основной элемент.
Исследования показали преобладание позиций: какая человеком изучается философская система, такой направленности складывается у него и мировоззрение. В связи с тем, что философия – его методологоическая база. Она образует принципиальные начала жизненных установок личности, ее отношений с действительностью. Мировоззрение придает целесообразность и последовательность действиям человека, обеспечивает стратегию его жизни. Без философии невозможно обрести важные бытийственные перспективы.
Мировоззрение возникает не сразу, постепенно проходит несколько этапов в своем становлении. Сначала зарождаются мироощущения – чувственно – эмоциональные сведения о некоторых сторонах среды обитания, затем – на следующем этапе происходит слияние мироощущений в мировосприятие – более расширенная, объемная информация о мире.
Рациональный (разумный), интеллектуальный уровень выявляется в миропонимании, когда осуществляется систематизация знаний, происходит градация связей в мире между предметами и процессами. Но на этом этапе еще не выработано личностное отношение, нет собственной оценки происходящего. Они вычленяются позже, уже на завершающей стадии – этапе мировоззрения. Сформированная мировоззренческая позиция – это всегда осознанный выбор своей роли в той или иной ситуации, глубокое внутреннее обоснование стратегии и тактики своего жизненного пути.
Важно, чтобы в процессе развития у человека сформировалась мировоззренческая культура, когда все компоненты мировоззрения равномерно развиты, между ними существуют гармоничные связи. В таком случае оно отличается системностью и целостностью.
Выводы
- Философия – форма
духовной деятельности, духовного
освоения действительности, в том
числе направленная и на
- Она не только вид
теоретического мышления, но и
способ видения практических
процессов, так как постоянно
анализирует изменения
- Интегрируя результаты
прогресса специальных наук, она
производит обобщение всех
- Человек не может существовать
вне философского осмысливания
своего назначения, даже если
он не имеет четкого
Возникновение философии.
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний.
Данным переменам
В результате данных процессов стали совершенствоваться способы деятельности, практический опыт приобрел профессиональную специфику, увеличилось количество продуктов труда. Многие из них не могли быть употреблены в короткий срок и превращались в излишки, собственность вождей племени и их приближенных.
Разделение труда образовало социальное расслоение, различные виды неравенства. В данных кардинальных преображениях происходила ломка моральных устоев первобытности, менялся тип отношений и способы их регуляции. Постепенно шло формирование нового способа осознания действительности – философского. С помощью философии человек стремился уяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций.
Вопрос об относительно точном
времени возникновения
Характерно, что ее появление произошло в виде материалистических взглядов, утверждавших первичность, основополагающее начало материального: предметов, процессов, явлений. Это связано с тем, что в жизни исходными выступают материальные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Материален и способ их удовлетворения – труд, который в итоге образует материальное производство и материальные общественные отношения. Не удовлетворив материальные потребности, невозможно думать о духовном - мышлении, сознании, чувствах, эмоциях, идеалах т.д. Кроме того, длительный исторический период духовные элементы были непосредственно вплетены в общие процессы жизни, составляли неразрывное единство. Не существовало людей, профессионально занимающихся духовными видами деятельности.
Несколько позже, через столетия,
в философии возникает
Все периоды развития философии демонстрировали существование данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало расширение и углубление философской проблематики, одновременно увеличивало роль философии в общественных процессах.
Как было сказано, предпосылки
развития философии формируются
в период четвертого разделения труда
(отделение умственного труда
от физического), когда выделяется часть
людей, имеющих относительную
В наиболее полной мере комплекс требуемых условий воплотился в культурах Древней Индии, Китая и Греции.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе