Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:01, лекция

Описание работы

Темпы и характер изменений современной жизни ставят человека в такие условия, когда интеллектуальное и духовное совершенствование должно осуществляться непрерывно. Если человек не ощущает этого требования времени, игнорирует или не соответствует ему, то его судьба не сложится счастливо или хотя бы удачно. Обыденность и мещанство погубят живой ум, неординарные способности, лишат человека величайшего удовлетворения творчеством.

Файлы: 1 файл

ТЕМА №1..docx

— 37.15 Кб (Скачать файл)

Вненаучное — обыденное, обслуживающее каждодневные потребности людей. Оно всегда находится во власти расхожих стереотипов и обыденного мнения. Основывается на здравом смысле, носит поверхностный характер, непоследовательно, опирается на традиции, тяготеет к статичности.

Научное - ориентируется на познание сущности предметов и процессов, т.е. - на постижение истины. Систематизировано, ему присущи доказательность и развитие собственных положений.

Антинаучное - религиозное и мистическое, отрицает науку Не ставит перед собой задачу познания истины, руководствуется догматами (неизменные положения веры ).

Классификация может быть осуществлена и по иному критерию - отношению мировоззрения к общественному  процессу.

Соответственно:

-         прогрессивное - отвечающее передовым тенденциям своего времени, способствующее осуществлению прогресса;

-         консервативное - ориентирующееся на неизменность общественного устройства и отсутствие необходимости преобразований;

-         реакционное -  имеющее в своей основе регрессивные тенденции, помогающее движению вспять.

Кроме того, необходимо отметить разноуровневость мировоззрения.

Существует:

- мировоззрение личности;

- мировоззрение социальных  групп, социальных общностей;

- мировоззрение общества.

Мировоззрение человека – система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром, продуманное воззрение по вопросам мироустройства, определённая позиция в осознании своего предназначения, обоснованность жизненных установок, представлений о добре и зле: что представляют собой эти явления? Можно ли подняться над злом? Наполнить добром все свои жизненные проявления?

Мировоззрение социальных групп, социальных общностей включает в мировоззренческие системы всех людей, входящих в их состав, аккумулируя самое существенное.

Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные направления в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период.

Указанные уровни, взаимодействуя, взаимовлияя друг на друга, демонстрируют взаимосвязь сложных мировоззренческих процессов.

При всем разнообразии типо- и видообразований мировоззрения можно вычленить его структурные части:

1. Знания специальных наук. Они могут носить систематизированый (получаемый в процессе образования) или несистематизированный (хаотический) характер. Содержание конкретных знаний помогает человеку ориентироваться в мире, познавать себя и свои связи с обществом, природой, принимать оптимальные решения.

2. Нормы – социальные общепринятые правила, которые являются образцами поведения. Наиболее значительными системами нормативной регуляции выступает мораль и право. Они выработаны обществом в процессе его исторического развития, рассчитаны на всех, носят безличный характер, не учитывают конкретных условий протекания действия и индивидуальность характера его участников.

Следование нормам осуществляется:

1) путем превращения внешних  требований общества во внутреннюю  потребность, в привычку;

2) через применение обществом  мер социального контроля, если  чье-либо поведение отклоняется  от общепринятого.

3. Принципы – внутренние регуляторы мышления, поведения, деятельности, общения и отношений человека. Вырабатываются личностью самостоятельно в процессе жизни на базе ее социального опыта с учетом общезначимых социальных норм. Мировоззренчески развитая личность руководствуется своими принципами, меньше нуждаясь в нормативной поддержке общества.

4. Ценности – социально значимые явления. Они направляют деятельность и отношения как отдельного человека, так и всего общества. Конкретное содержание и степень их системной организации зависят от уровня культуры общества, социальных групп, отдельного человека. В процессе жизни личность формирует свою систему ценностей из выработанных обществом, составляя собственную ценностную ориентацию. Она необходима в связи с тем, что человек постоянно стоит перед проблемой жизненного выбора в различных вопросах, оценкой происходящего, перед конкретизацией своей позиции.

5. Идеалы (греч. – «idea» - представление) – мысли о совершенстве: моральном, нравственном, интеллектуальном, политическом, эстетическом и т.д. Они выступают как образцы, будущие ориентиры, желаемая модель внутреннего и внешнего переустройства. Достигнув его, реализовав себя в этом движении, человек избирает новый образец для подражания в соответствии с измененным во времени представлением о своем будущем пути, его целях и задачах.

6. Убеждения – знания и принципы, проведенные личностью на своем реальном опыте. Они являются предпочтительными алгоритмами поведения в аналогичных ситуациях, пусковым механизмом к действию.

7. Философия – выполняет системообразующую функцию в структуре мировоззрения, выступает как его ядро, центр, остов, основной элемент.

Исследования показали преобладание позиций: какая человеком изучается философская система, такой направленности складывается у него и мировоззрение. В связи с тем, что философия – его методологоическая база. Она образует принципиальные начала жизненных установок личности, ее отношений с действительностью. Мировоззрение придает целесообразность и последовательность действиям человека, обеспечивает стратегию его жизни. Без философии невозможно обрести важные бытийственные перспективы.

Мировоззрение возникает  не сразу, постепенно проходит несколько  этапов в своем становлении. Сначала  зарождаются мироощущения – чувственно – эмоциональные сведения о некоторых сторонах среды обитания, затем – на следующем этапе происходит слияние мироощущений в мировосприятие – более расширенная, объемная информация о мире.

Рациональный (разумный), интеллектуальный уровень выявляется в миропонимании, когда осуществляется систематизация знаний, происходит градация связей в мире между предметами и процессами. Но на этом этапе еще не выработано личностное отношение, нет собственной оценки происходящего. Они вычленяются позже, уже на завершающей стадии – этапе мировоззрения. Сформированная мировоззренческая позиция – это всегда осознанный выбор своей роли в той или иной ситуации, глубокое внутреннее обоснование стратегии и тактики своего жизненного пути.

Важно, чтобы в процессе развития у человека сформировалась мировоззренческая культура, когда все компоненты мировоззрения равномерно развиты, между ними существуют гармоничные связи. В таком случае оно отличается системностью и целостностью.

Выводы

- Философия – форма  духовной деятельности, духовного  освоения действительности, в том  числе направленная и на решение  основных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой единообразного  взгляда на мир и место человека  в нем.

- Она не только вид  теоретического мышления, но и  способ видения практических  процессов, так как постоянно  анализирует изменения общественного  и природного бытия, стремится  разрешить их сложные проблемы.

- Интегрируя результаты  прогресса специальных наук, она  производит обобщение всех видов  знания, создает базу для комплексного  понимания процессов окружающего  мира.

- Человек не может существовать  вне философского осмысливания  своего назначения, даже если  он не имеет четкого представления  о том, что такое философия  или проявляет к ней необоснованное  пренебрежение. В таком случае  он обдумывает свои жизненные  сложности с позиций обыденного  философствования: стихийно, ситуативно, поверхностно, без возможности проникнуть  вглубь, в существо вопроса.

 

Возникновение философии.

Возникновению философии  предшествовал длительный этап становления  и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное  функционирование морали, искусства (древняя  скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний.

Данным переменам предшествовал  длительный период постепенных социальных трансформаций. Переход от собирания  продуктов природы к их производству обусловил в дальнейшем несколько видов разделения труда. Они изменили образ жизни и характер общественных отношений. К ним относятся: отделение земледелия от скотоводства, отъединение ремесла, впоследствии – торговли, позднее – разделение умственного и физического труда.

В результате данных процессов  стали совершенствоваться способы  деятельности, практический опыт приобрел профессиональную специфику, увеличилось  количество продуктов труда. Многие из них не могли быть употреблены  в короткий срок и превращались в  излишки, собственность вождей племени  и их приближенных.

Разделение труда образовало социальное расслоение,  различные виды неравенства. В данных кардинальных преображениях происходила ломка моральных устоев первобытности, менялся тип отношений и способы их регуляции. Постепенно шло формирование нового способа осознания действительности – философского. С помощью философии человек стремился уяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций.

Вопрос об относительно точном времени возникновения философии  и сейчас является спорным. Так, китайские  историки утверждают, что философская  мысль существовала в их стране еще  в XXV-XXIII вв. до н.э. Но в большинстве  своём в различных регионах её возникновение относят к VII-VI вв. до н.э.

Характерно, что ее появление  произошло в виде материалистических взглядов, утверждавших первичность, основополагающее начало материального: предметов, процессов, явлений. Это связано с тем, что в жизни исходными выступают материальные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Материален и способ их удовлетворения – труд, который в итоге образует материальное производство и материальные общественные отношения. Не удовлетворив материальные потребности, невозможно думать о духовном - мышлении, сознании, чувствах, эмоциях, идеалах т.д. Кроме того, длительный исторический период духовные элементы были непосредственно вплетены в общие процессы жизни, составляли неразрывное единство. Не существовало людей, профессионально занимающихся духовными видами деятельности.

Несколько позже, через столетия, в философии возникает идеалистическое  направление, утверждающее обратное: первично - идеальное (дух, идея), вторично - материальное (вещество, движение). Доказывалось, что идеальное творит материальное: сознание – вещество, дух – пространство, мышление – материальные блага и т.п.

Все периоды развития философии  демонстрировали существование  данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого  в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с  обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало  расширение и углубление философской  проблематики, одновременно увеличивало  роль философии в общественных процессах.

Как было сказано, предпосылки  развития философии формируются  в период четвертого разделения труда (отделение умственного труда  от физического), когда выделяется часть  людей, имеющих относительную экономическую  и политическую свободу, а также  способность к философствованию - осмысливанию процессов жизни человека и общества, природы и окружающего  мира с помощью абстрактного (отвлеченного)мышления.

В наиболее полной мере комплекс требуемых условий воплотился в  культурах Древней Индии, Китая  и Греции.

 


Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе