Философия культуры Вячеслава Иванова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Его поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….…...……...3
2. Биография. Юность …..……………………………………….………….…………4
3. Постигая Ницше. Дионисийство……………………………. ………...…..………5
4. Башня ………………..………………………………………………………….…...6
5. Философское творчество……………………………………………………….…...7
5.1. «Эрос» и «Cor ardens». Особенности стиля……………………………….….7
5.2. Концепция символизма…………………………………………………….….7
6. Биография. Зрелые годы…………………………………………………………...10
7. Заключение ...………………...…………………………………………………….12
8. Список использованной литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

иванов.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

министерство образования  и науки РФ

ИАТЭ НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии на тему:

"Философия культуры Вячеслава Иванова"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка вечернего факультета

2 курса, группы ДИЗБ Иванова М. А.

Проверил: Доцент, Кандидат философских наук

Властелинов М. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнинск 2013

Содержание:

 

1. Введение………………………………………………………………….…...……...3

2. Биография. Юность …..……………………………………….………….…………4

3. Постигая Ницше. Дионисийство……………………………. ………...…..………5

4. Башня ………………..………………………………………………………….…...6

5. Философское творчество……………………………………………………….…...7

5.1. «Эрос» и «Cor ardens». Особенности стиля……………………………….….7

5.2. Концепция символизма…………………………………………………….….7

6. Биография. Зрелые  годы…………………………………………………………...10

7. Заключение ...………………...…………………………………………………….12

8. Список использованной литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Его поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья.

«Личность и творчество Вячеслава Ивановича Иванова до настоящего времени по существу является очень мало исследованной. Многие его современники, среди них Д.С. и З.Н. Мережковские, Н.А. Бердяев, не говоря уж об А.Блоке и А.Белом, стали объектом самого пристального внимания не просто среди литературоведов, но и в кругу всех тех, кто интересуется историей русской литературы, тем более, если понимать эту историю с современной точки зрения.  Но не так обстоит и обстояло дело с изучением творчества Вячеслава Иванова. Эпоха так называемого социалистического реализма, разумеется,  этого не предполагала. Однако в те годы, когда в пределах СССР господствовал марксизм-ленинизм, и на Западе почему-то о творческих установках Иванова  вспоминали очень редко. По настоящему интерес к этой фигуре возник, по сути дела, только начиная с 1980-х годов». (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография. Юность

 

«Вячеслав Иванов родился 16 (28) февраля 1866 года в Москве в собственном домике своих родителей неподалеку от Зоологического сада. Его отец, служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 году, мать, Александра Дмитриевна Преображенская, была дочерью сенатского чиновника. В девять лет Иванов поступил в 1-ю московскую классическую гимназию. Воспринятая от матери (внучки сельского священника, женщины религиозно-мечтательной и придерживающейся представления о строгом воспитании детей) напряженная детская вера закончилась в пятнадцать лет духовным срывом: Иванов теряет веру и даже двумя годами спустя пытается отравиться». (1, с.3)

«По окончании гимназии в 1884 году Иванов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Закончив два курса, он, как многообещающий студент, был направлен для продолжения образования в Германию, куда и переезжает вместе с женой (в 1886 году он женился на сестре гимназического друга Дарье Михайловне Дмитриевской). В Берлинском университете Иванов стал участником семинара выдающегося знатока древней истории Т. Моммзена и, проучившись под его опекой девять семестров, к 1895 году намеревался представить на суд учителя написанную по-латыни докторскую диссертацию о системе государственных откупов в Древнем Риме». (1, с.4)

«Вместе с женой и дочерью он много путешествует по Европе, посещает Египет, Грецию, Палестину, живёт то в Париже, то в Лондоне, то в Риме, но это вовсе не туристические поездки. В каждом городе он штудирует библиотеки, проводит огромное количество времени в музеях, пытаясь понять и впитать в себя дух страны. В начале девяностых годов он знакомится с идеями Ницше, Шопенгауэра, В. Соловьёва, изучение трудов немецких и русских философов оказывает сильное влияние на его мировоззрение, особенно работы Ницше о дионосийском и аполлоническом началах». (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постигая Ницше. Дионисийство

 

«Главным многолетним средоточием его интересов с начала 1890-х годов стало учение Ницше, расширившее представление Иванова о границах человеческого «Я». Приветствуя высвобождающий пафос личности у Ницше, «снявшего иго уныния и отчаяния, тяготевшие над сердцами» («Ницше и Дионис» — «Весы», 1904, № 5, с. 18), Иванов не принял культ самоутверждения личности, «воли к могуществу» и вражды к христианству. В дионисийстве он увидел не экстатическую, иррациональную и «понижающую» стихию, а священное безумие, творчески-стихийное движение духа, в сверхчеловеке — ступень «богопроникновенности», доказательство божественной сущности человека и путь преодоления индивидуализма. В Париже в 1903 Иванов читает лекции по истории дионисийских культов («Эллинская религия страдающего бога», «Религия Диониса», опубликованы в 1904—05 в петербургских журналах), имевшие большой успех». (5)

«Взгляды Ницше повлияли и на личную жизнь Иванова, раскрепостили его, помогли, по его словам, «жестоко и ответственно, но, по совести правильно» принять в 1895 решение расстаться с первой женой (с 1886) Д. М. Дмитревской ради Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал, в замужестве Шварсалон». (5)

«Иванов встретил ее в Италии в 1893, в 1896 родилась дочь Лидия; брак из-за ее мужа, настаивавшего на передаче ему троих детей, состоялся лишь в 1899, до того они вынуждены были скрываться от него и скитаться по Европе. Дионисийские стихи, связанные с Зиновьевой-Аннибал, вошли в первую книгу поэта «Кормчие звезды», изданную после одобрения В. Соловьева. Одно из лучших стихотворений «Любовь» («Два ока мы единственного взора, / Мечты одной два трепетных крыла... / Самим себе мы Сфинкс единый оба. / Мы — две руки единого креста») Иванов позднее, в книге «Cor ardens», разовьет в «Венок сонетов». Поэзия Иванова насыщена культурными символами, перегружена ими, но он претворял их «согласно строю своей современной души» (А. Блок). Во второй книге «Прозрачность» (1904) неотмирное, пребывающее в заоблачных высях «Я» поэта, хотя опосредованно и отвлеченно, перекликается с дольним, текучим миром; здесь, может быть, впервые Иванов говорит «да» миру, его потенциальной сакральности — позиция, во многом определившая направление его культурно-философских работ». (6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Башня

 

«Летом 1905 года Вячеслав Иванов с женой и пасынками перебирается жить в Петербург. Он снимает квартиру в недавно построенном доходном доме Дернова, получившем название «дом с башней», по адресу Таврическая улица 35/1. По средствам семье оказалась квартира за номером 23 на последнем, мансардном  этаже дома. Как и все доходные дома того времени, дом Дернова предоставлял квартиры для людей с разным уровнем достатка. Жители со второго по пятый этаж могли пользоваться лифтом, на последний этаж нужно было подниматься пешком. В этой квартире и сложился один из символов русской культуры серебряного века – башня Вячеслава Иванова, самый знаменитый литературно-художественный и философский салон предреволюционной России». (4)

"Его посещали все, от Луначарского до философов Булгакова, Бердяева, Флоренского, Шестова, завсегдатаями «ивановских сред» были Гиппиус с Мережковским, Блок, Андрей Белый, В. Комиссаржевская, Вс. Мейерхольд и многие другие. Поэт Михаил Кузьмин какое-то время просто жил у Иванова и Зиновьевой, которая, в свою очередь, будучи хозяйкой салона, тоже начала увлекаться писательством, взяла псевдоним Аннибал и стала называться теперь Зиновьева-Аннибал. Именно здесь, на Башне, произошло признание Блока, отсюда, с благословения Вячеслава Иванова, отправились в большую поэтическую жизнь и Гумилёв, и Ахматова, и многие другие. На Башне образовалась некая лаборатория духа, здесь, не смотря на все странности и провалы, мучительно рождалось что-то  новое. А странностей было достаточно. В то время среди людей богемы были очень популярны эксперименты в плане отношений, свободная любовь. Размышления и опыты хозяйки Башни – Лидии Дмитриевны вылились в повесть «Тридцать три урода», вышедшую в 1907 году в издательстве «Оры», организованное самим Вячеславом Ивановым, и запрещённую цензурой. Вообще в петербургских декадентских салонах начала двадцатого века очень популярна была тема «притяженья третьего». Нужно сказать, что в это время своей жизни Вячеслав Иванов был полностью счастлив. Общество признаёт в нём одного из первых и важнейших русских поэтов, в лице Зиновьевой-Аннибал он находит не просто жену, которая родила ему двоих детей, но ещё и сродную личность. Он переживает недолгий роман с Сергеем Городецким, результатом которого становится вышедший в 1907 году третий сборник стихов «Эрос»». (4)

 

 

 

 

 

 

 

Философское творчество

«Эрос» и  «Cor ardens». Особенности стиля

 «В 1907 Иванов издал небольшую книгу стихов «Эрос», в 1911-1912 — «Cor ardens», отразившую, вместе с прозрениями в таинственные основы жизни, состояниями «тихой души», «яд огненного хмеля», душевный эротизм жизни на башне — как отмечалось критикой, в целом высоко оценившей книгу; в нее вошли стихи, посвященные памяти Зиновьевой-Аннибал. Сборник «Нежная тайна» (1912) от других книг отличался большей лиричностью, стилистической внятностью и ритмической уравновешенностью. Поэзию Иванова часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры — главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима: античный мир с его синкретизмом, органическим включением «Я» в жизнь общностей, рода, представлялся Иванову «золотым веком» не только прошлого, но и будущего и служил отправной точкой его философских построений. В целом ивановскую поэтику отличает зашифрованность, торжественная тяжеловесность слога, стилизованная архаика; он нередко образовывал новые сложносоставные слова — «прозрачнозвонная теорба», «лютня», «звездноокая листва», «багрянородная тюрьма», «огнежалый перун», «рыскучий волхв» — и даже изобрел своего Жарбога. Упругость и плотность стиха, пристрастие к скоплению согласных и односложным словам — именно слово было «единицей смысла» в поэтике Иванова; эмблематичность, использование редких, экзотических форм и размеров создают стилевое своеобразие его поэзии». (3)

 

 

 

 

 

 

Концепция символизма

 

«Творческие идеалы Иванов ищет в прошлом (Античность, Средневековье, в особенности Византия, к искусству которой редко обращались поэты); там он находит «подлинный» символизм, «органическую» культуру, которую он противопоставляет культуре буржуазной, получившей отражение в творчестве старших символистов. Как теоретик младшей ветви символистов, Иванов нередко выступает с критикой декадентства и импрессионизма, присутствующих в поэзии старших символистов. По Иванову, задача символистов — уход от «индивидуального», интимного в искусстве, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности. Поэт не должен стремиться к уединению, он обязан стать «голосом народа»». (7)

 «В 1900-1910е годы Иванов активно участвует в символистских журналах и издательствах, много публично выступает с лекциями и докладами, значительна его роль в петербургском Религиозно-философском обществе (рубеж 1900-1910х); позднее, с 1913, в Москве сближается с религиозными философами — С. Булгаковым, П. А. Флоренским, Е. Н. Трубецким, «славянофильствующим» В. Ф. Эрном (в предвоенные годы — дружба с ним), а также с А. Н. Скрябиным в последние годы его жизни. С 1904 постоянно печатает культурно-философские эссе, критические и публицистические статьи, рецензии, собранные в трех книгах: «По звездам» (1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (1917), где дает свою концепцию символизма и культуры, оказавшую большое влияние на символизм и символистов в России, на философскую и эстетическую мысль серебряного века. В статье «Наш язык» (1918) родственная Иванову близость эллинской и русской культуры получает прямое выражение: дух, образ и красота эллинские внутренне «соприродны» русскому языку», а общее назначение обоих языков — осуществлять культурное преемство, вселенское и всечеловеческое». (3)

 

 

 

 

 

«Иванов отвергает «парнасский» принцип искусства для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому (в противовес идеалистическому) символизму. В лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта-символиста». (7)

«Основные темы поэзии Иванова, его религиозного «мифа» — смерть и последующее возрождение, отчаяние и следующая за ним надежда; темы воскресения, прославления жертвенного страдания отличают творчество Иванова от творчества старших символистов, в котором важное место имела тема безысходности; в основе поэзии Иванова лежит жизнеутверждающее, оптимистическое начало. Иванов не разделяет пессимизм старших символистов и видит в будущем образование «слепительного», «всерадостного» Да. Декадентские темы одиночества, отчаяния отходят на второй план; их место в творчестве Иванова занимают темы торжества соборности, богоискания, богоявления, мистической любви, одолевающей смерть. В отличие от импрессионистской поэзии старших символистов, поэзия Иванова основана на гармонии, единстве, целостности. Иванов пытается найти собственно-символистские средства выражения. Так, лирика нередко становится эпизированной, драматизированной, иногда превращаясь в монолог или драматическую сцену. Отражение субъективной, индивидуальной точки зрения не характерно для поэзии Иванова. Чаще встречается изложение от третьего лица или от имени некоего коллектива («мы»); иногда мы видим обращение одного коллектива к другому (поэтам, верующим, пророкам, всему человечеству). Многие стихи Иванова сродни одам, дифирамбам и словно созданы для ритуальных действ, торжественной декламации; холодная поэзия Иванова богата анахронизмами, изысканными, отточенными фразами. Последние делятся на несколько сложноподчинённых частей и богаты неординарными инверсиями». (7)

«Поэзия Иванова статична, предметна, величава, не напевна, динамизм чужд её «богослужебной» застылости; в стихах почти отсутствуют глаголы (часто сказуемые выражаются существительными, подлежащими и др.). Из стихотворных размеров Иванов предпочитает ямб и хорей. Пейзажи Иванова обычно бездвижны, описывают неживую природу — груды камней, расплавы металлов, грани кристаллов («жемчужный час», «алмазный дождь», «блестящих отсветов недвижные столпы», «медная грудь моря» и т. п.)». (7)

«Научные работы Иванова посвящены религиозному мифу («Эллинская религия страдающего бога», 1904; «Религия Диониса», 1905; докторская диссертация «Дионис и прадионисийство», написана в 1921, опубликована в 1923 в Баку — вопросы эллинского культа Диониса и происхождения театра трагедии). Иванов читал в Париже (1903) курс лекций, посвященный религиозному культу Диониса». (7)

Информация о работе Философия культуры Вячеслава Иванова