Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:24, реферат
Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Его поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья.
1. Введение………………………………………………………………….…...……...3
2. Биография. Юность …..……………………………………….………….…………4
3. Постигая Ницше. Дионисийство……………………………. ………...…..………5
4. Башня ………………..………………………………………………………….…...6
5. Философское творчество……………………………………………………….…...7
5.1. «Эрос» и «Cor ardens». Особенности стиля……………………………….….7
5.2. Концепция символизма…………………………………………………….….7
6. Биография. Зрелые годы…………………………………………………………...10
7. Заключение ...………………...…………………………………………………….12
8. Список использованной литературы……………………………………………...13
Биография. Зрелые годы
«Лето 1907 года семья решает провести в имении друзей, в Могилёвской губернии. Там, совершенно неожиданно Лидия Дмитриевна заболевает скарлатиной и умирает. Для поэта смерть жены является полным крушением. Через какое-то время он начинает сожительствовать с своей падчерицей – Верой Константиновной Шварсалон. Человек, настроенный мистически, он объясняет свой выбор и тем, что в дочери он видит черты и мысли матери, и тем, что перед уходом в небытие Лидия Дмитриевна сама указала ему на дочь». (4)
«Вячеслав Иванович много и плодотворно трудится в эти годы. Он сотрудничает с журналами «Золотое руно», «Весы», «Русская мысль»,организовывает своё издательство, выпускает свой альманах «Цветы Ор», читает лекции на Высших женских курсах. Итогом жизни на Башне становятся два тома стихов под названием «Сердце пламенеющее», ставшие заметным событием в художественной жизни Петербурга и «Нежная тайна», выпущенная в 1912-м году. В этом же году он уезжает в долгое путешествие за границу вместе с Верой Константиновной, откуда возвращается через два года и обосновывается в Москве, в доме на Зубовском бульваре. Во время путешествия молодая жена родила ему сына, которого назвали Дмитрием. Здесь Иванов заново сходится с П. Флоренским, В. Эрном, С. Булгаковым, знакомится с композитором Скрябиным. В это время он трудится над переводами Петрарки, Сафо, Алкея, работает над статьями по теории русского символизма». (4)
«Февральскую революцию Иванов встретил с большим воодушевлением, много говорил и писал о самоопределении русского народа, о животворящей свободе, после с ужасом смотрел на события Октября и революционного времени. Его не пугали голод, холод, даже всеобщее озверение людей, он признавал, что все эти ужасы всегда сопутствуют роковым минутам в истории того или иного народа. Его ужасал путь, выбранный новым государством, путь воинствующего атеизма, путь уничтожения веры, духа, души. В 1918-м году он пишет цикл стихов «Песни смутного времени», который отражает неприятие Ивановым выбранный страной путь развития. Хотя какие-то грани революции он даже и приветствовал, ему нравилось участвовать в новом культурном строительстве, преподавать начинающим пролетарским поэтам в студиях пролеткульта, сотрудничать в разных организациях. Но постепенно невозможность жить в безбожной стране берёт верх. Он признаёт, как поэт и мыслитель, собственную ответственность перед историей и перед людьми за случившуюся революцию, за уничтожение веры и слова. «Язык наш свят. Его кощунственно оскверняют богомерзким месивом, неимоверными, бессмысленными, безликими словообразованиями, почти лишь звучаниями, стоящими на грани человеческой речи, понятными только как перекличка сообщников», – пишет поэт». (4)
«В 1920-м году, в возрасте тридцати лет, от туберкулёза умирает Вера Константиновна. Её смерть, болезнь сына, всеобщее озверение и тяжёлая жизнь в России заставляют его искать возможности выезда из страны. В 20-м году Иванов пишет свои, ставшие знаменитыми «Зимние сонеты». Эти стихи полны анахронизмов, со сложной пунктуацией, трудные для восприятия, наполненные горькими размышлениями о мире и себе. В 1924 году Вячеслав Иванович навсегда покидает Родину». (4)
«Он перебирается вместе с сыном и дочерью жить в Италию, в благословенный Рим. По примеру В. Соловьёва в марте 1926 года принимает католичество, при этом, не отрекаясь от православия. В период с 1926 по 1931 год Иванов читает лекции в Колледжио Борромео, в Павии, потом возвращается в Рим, где живёт уже до конца своих дней и работает в Восточном Институте Ватикана. Через третьих лиц ему постоянно поступают предложения вернуться в Советскую Россию, но он отвергает их, не приемля безбожности, царящей на территории его Родины. Лишь в 1936 году он отказывается от советского гражданства. Но и здесь, в обожаемой им Италии злой век нагоняет его. Уехав от озверевшей толпы, он сталкивается с другой, не менее озверевшей толпой – приход к власти Муссолини, фашизм, одичание людей, тупость, зверства, марширующие колонны по Италии – стране духа, стране веры. В 1924 году в Риме он пишет «Римские сонеты», жизнь ведёт уединённую, практически ни с кем не поддерживая отношений. В 1932 году он издаёт на немецком языке свою монографию «Достоевский. Трагедия – миф – мистика», в 1936 году пишет для энциклопедического словаря статью «Символизм», в которой признаёт кончину европейского символизма. Но тут же, оставаясь единственным из российских символистов, сохранивших верность этому течению, говорит о возвращении символизма уже в другой форме, в форме «вечного символизма». В 1944 году Вячеслав Иванович работает над «Римским дневником», циклом из ста восемнадцати стихотворений, увидевших свет уже после его кончины, изданных в собрании сочинений «Свет вечерний», в 1962 году. Видно, что эти стихи написаны старым человеком, пережившим почти всех своих современников, пережившим несколько разных эпох. В 1948 году по заказу Ватикана Вячеслав Иванов работает над вступлением и примечаниями к Псалтири». (4)
«Он пережил в Риме немецкую оккупацию, пережил освобождение союзниками, и умер в возрасте восьмидесяти трёх лет. Его похоронили на кладбище Тестаччо в Риме». (4)
Заключение:
«Вячеслав Иванов является одним из самых ярких представителей Серебряного века. Он был не просто "ходячей эмблемой символизма" (С. Аверинцев): своим живым, не поддающимся никаким личным и историческим "обстоятельствам" духовным опытом, самим "способом жить", своеобразным поведением он свидетельствовал о непреходящей насущности символизма как принципа духовной культуры, как универсального знания о мире и человеке. "Надо знать Вячеслава Иванова, чтобы оценить символизм не как прошедший литературный момент, но как какую-то вечную систему мысли и чувствований" (Павел Муратов)». ( 3)
«Правда, многие современники как поэта Иванова не признавали. Основная причина такой оценки — непонятность его стихов, вызванная: Во-первых, Иванов и шагу не ступает без обращения к античной мифологии, к образам и поучениям из индийской мудрости, Библии, мифологии Египта». (5)
«Второе обстоятельство, затрудняющее понимание стихов Иванова, — пристрастие к старославянскому, отчасти к областному языку, собственное словотворчество в этом духе и сложный синтаксис. А расположение слов, подчиненное ритмическим задачам, нередко запутывает их взаимные отношения, «загадывая загадки, какое слово каким управляет» (Брюсов). (7)
И все же крупнейшие знатоки стиха считали Вячеслава Иванова «замечательным мастером», достигшим «вершин искусства», который смог достичь в своем творчестве слияния философской культуры Европы с русской философией.
Список использованной литературы:
1. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994
2. Богомолов Н. А. Вячеслав Иванов документальные хроники. Издательство: Интрада, 2009
3. http://www.hrono.ru
4. http://vetrov-art.ru
5. http://dic.academic.ru
6. http://megabook.ru
7. http://www.epwr.ru