Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:33, доклад
Философия Лейбница началась с грандиозной попытки «синтеза» античного и нового мировоззрений. В письме к Томазию Лейбниц писал: «…я не побоюсь сказать, что нахожу гораздо больше достоинств в книгах аристотелевской „Физики“, чем в размышлениях Декарта… Я осмелился бы даже прибавить, что можно сохранить все восемь книг аристотелевской физики без ущерба для новейшей философии…»; он также писал, что «большая часть того, что говорит Аристотель о материи, форме, …природе, месте, бесконечном, времени, движении, совершенно достоверно и доказано…»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования"Московский государственный
технический университет
|
Факультет экономики и управления (ЭиУ) Кафедра менеджмента (М) |
Философия Лейбница началась с грандиозной попытки «синтеза» античного и нового мировоззрений. В письме к Томазию Лейбниц писал: «…я не побоюсь сказать, что нахожу гораздо больше достоинств в книгах аристотелевской „Физики“, чем в размышлениях Декарта… Я осмелился бы даже прибавить, что можно сохранить все восемь книг аристотелевской физики без ущерба для новейшей философии…»; он также писал, что «большая часть того, что говорит Аристотель о материи, форме, …природе, месте, бесконечном, времени, движении, совершенно достоверно и доказано…»[82].
Лейбниц стал завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической
философии; его философская система сложилась
к1685 году как итог двадцатилетней эволюции,
в процессе которой он критически переработал
основные идеи Демокрита, Платона, Авгус
Лейбниц был человеком, увлекающимся китайской философией; интерес Лейбница к китайской философии был обусловлен тем, что она была похожа на его собственную[86]. Историк Р. Хьюз полагает, что идеи Лейбница о «простой субстанции» и «предустановленной гармонии» возникли непосредственно под влиянием конфуцианства; на это указывает тот факт, что они возникли в тот период, когда он читал «Confucius Sinicus Philosophus»[86].
Лейбниц отвергает выдвинутый Декартом в качестве главного критерия истины принцип непосредственной достоверности, то есть ясности и отчётливости идей, считая такой критерий психологическим, а потому субъективным[36]. По Лейбницу, не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания[36]. «Критериями истинности суждений… являются правила обычной логики, какими пользуются и геометры: например, предписание принимать за достоверное лишь то, что подтверждено надёжным опытом или строгим доказательством»[87]. Лейбниц, признавая известное значение критерия очевидности, стремился, однако, к достоверности объективной, а потому предлагал начинать не с Я, как Декарт, а с Бога[88].
Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Лейбниц относил[12]:
Совершенство действительного
мира Лейбниц понимал как «гармонию сущности
и существования»: оптимальность отношений
между разнообразием существующих вещей
и действий природы и их упорядоченностью;
минимум средств при максимуме результата[12]. Следствием последнего онтологического при
Лейбниц — один из важнейших
представителей новоевропейской
метафизики, в центре внимания которой —
вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему,
получившую название субстанциальный
плюрализм, или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями
существующих явлений, или феноменов, служат простые субстанции, илимонады (от греч. monados — единица)[89]. Все монады просты и не содержат
частей[90]. Их бесконечно много[91]. Монады обладают качествами,
которые отличают одну монаду от другой,
двух абсолютно тождественных монад не
существует[13]. Это обеспечивает бесконечное
разнообразие мира феноменов. Идею, согласно которой в мире
не существует абсолютно схожих монад
или двух совершенно одинаковых вещей,
Лейбниц сформулировал как принцип «всеобщего
различия» и в то же время как тождество
«неразличимых», выдвинув тем самым глубоко диалектическую идею[
Простые субстанции создаются Б
Все монады способны к перцепции или восприятию сво
Для простых субстанций, имеющих только восприятие и стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. При этом, согласно Лейбницу, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна. Минералы и растения — это как бы спящие монады с бессознательными представлениями[57].
Разумные души, составляя особое
Царство Духа, находятся на особом положении.
Бесконечный прогресс всей совокупности
монад как бы представлен в двух аспектах.
Первый — это развитие царства природы,
где главенствует механическая необходимость. Второй — это развитие царства
духа, где основным законом является свобода. Под последней Лейбниц понимает,
в духе новоевропейскогорационали
В каждой монаде в потенциале
свёрнута целая Вселенная. Лейбниц причудливо комбинирует атомизм Демокрита с различием актуального
и потенциального у Аристотеля. Жизнь
появляется тогда, когда атомы пробуждаются. Эти же монады могут достигать
уровнясамосознания (
Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны — это способы восприятия, свойственные монадам. В этом Лейбниц повлиял на Иммануила Канта, в философской системе которого время рассматривается как априорная, то есть доопытная форма чувственного созерцания. Кант писал: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта… Время есть чистая форма чувственного созерцания… Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния… Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще… Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения»[92].
Лейбниц, раскрывая содержание понятия времени, использовал термин «феномен»; он объяснял, что пространство и время — не реальности, существующие сами по себе, а феномены, вытекающие из существования других реальностей; согласно Лейбницу, пространство представляет собой порядок размещения тел, то, посредством чего они, сосуществуя, обретают определённое местоположение относительно друг друга; время представляет собой аналогичный порядок, который относится уже к последовательности тел, и что, если бы не было живых созданий, пространство и время остались бы только в идеях Бога. Эта концепция была особенно чётко выражена в письмах Лейбница ньютонианцу С. Кларку[93]. Ю. Б. Молчанов предложил называть эту концепцию реляционной[94][95].
В концепции времени Лейбница определённую роль играют малые восприятия, характерные для отдельно взятой монады.
Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 г., повествующая о мона́дах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей
При жизни Лейбница «Монадология» не публиковалась[48]. Поскольку в авторском тексте работы названия не было, имеются публикации с различными названиями[48]. Впервые это сочинение было издано на немецком языке в переводе Г. Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., 1720, и переиздано в 1740 году[48]. Затем вышел латинский перевод под названием «Principia philosophiae…» в «Acta eruditorum Lipsiae publicantur». Supplemente, t. 7, sect. 11, 1721[48]. Французский оригинал работы был издан Эрдманном вместе с «Новыми опытами» лишь в 1840 году .Лучшие издания оригинала принадлежат Гюйо (1904) и Робине (1954)[48]. Лучшим немецким изданием считается издание 1956 года[48].
Работа «Опыты теодицеи» (слово «теодицея» (новолат. theodicea) означает «богооправдание»[97]) была попыткой Лейбница примирить его личную философскую систему с его интерпретацией догматов христианства[98]. Целью этой работы было намерение показать, что зло в мире не противоречит благости Бога, и что, действительно, несмотря на многие бедствия, этот мир является лучшим из всех возможных миров[97].
В своей работе «Опыты теодицеи» Лейбниц указывал следующее[99]:
Время будет состоять в совокупности точек зрения каждой монады на самое себя, как пространства — в совокупности точек зрения всех монад на Бога. Гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй — места. Эта вторая связь обнаруживается в единении души с телом, и вообще в связи истинных субстанций между собой. Но первая связь имеет место в преформации органических тел, или, лучше всех тел…
Лейбниц писал, что зло можно
понимать метафизически, физически и морально;
по Лейбницу, метафизическое зло состоит
в простом несовершенстве, физическое
зло — в страдании, а моральное — в грехе[100]. Лейбниц указывал, что Бог прежде
всего желает блага, а затем — наилучшего;
в отношении к сущности зла Бог совершенно
не желает морального зла и вовсе не желает
физического зла, или страданий[100]. Физического зла Бог часто
желает лишь как должного наказания за
вину, а также часто для предупреждения
бо́льших зол и для достижения наибольших
благ[100]. Лейбниц писал, что «наказание
равным образом служит и в качестве примера,
и в качестве устрашения, и зло часто ведёт
к большему ощущению добра и иногда также
приводит к большему совершенству того,
кто его творит, как и посеянное семя при
прорастании подвергается некоторого
рода порче»[100]. Что касается морального зла,
или греха, то очень часто случается, что
оно может служить средством для приобретения
блага или для прекращения другого зла,
но это, однако, не делает его удовлетворительным
объектом божественной воли; оно допустимо
или позволительно лишь по той причине,
чтобы человек, не желающий позволить
кому-либо другому согрешить, мог предотвратить
это, сам совершив моральное зло, подобно
тому, как офицер, обязанный охранять важный
пост, оставляет его, чтобы прекратить
ссору в городе между двумя гарнизонными
солдатами, готовыми убить друг друга[100]. Иными словами, в своей работе
Лейбниц указывал, что, несмотря на идеальную
божественную предусмотренность всего
происходящего, в мире господствует абсолютная
свобода воли, из-за чего возможно зло[101][102]. В то же время, согласно Лейбницу,
Бог предопределил все закономерности
мира, изначально установил необходимое
и всеобщее соответствие душ и тел, свободы
и необходимости, например, допустил зло,
чтобы выразить добро, и, таким образом,
создал «совершеннейший из всех возможных
миров»[102]. Эта попытка Лейбница примирить фатализм с признанием свободы воли, объяснить наличие зла и дать
ему оправдание в духеоптимизма была саркастичес