Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:33, доклад
Философия Лейбница началась с грандиозной попытки «синтеза» античного и нового мировоззрений. В письме к Томазию Лейбниц писал: «…я не побоюсь сказать, что нахожу гораздо больше достоинств в книгах аристотелевской „Физики“, чем в размышлениях Декарта… Я осмелился бы даже прибавить, что можно сохранить все восемь книг аристотелевской физики без ущерба для новейшей философии…»; он также писал, что «большая часть того, что говорит Аристотель о материи, форме, …природе, месте, бесконечном, времени, движении, совершенно достоверно и доказано…»
Природу Лейбниц толковал как привычку Бога. В понимании Лейбница, Бог — это как бы актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которая не осуществима для человека[104][105]. Бог представляет собой творческую монаду, обладающую свойством актуального абсолютного мышления[104][105]. Бог есть первомонада, все другие монады — её излучения[57]. Бог свободен от страдательных, то есть бессознательных, состояний; он является источником вечных истин и предустановленной мировой гармонии, залога совершенства мироздания[8]. Предустановленная гармония, как взаимно однозначное соответствие между монадами, была изначально установлена Богом, когда он избрал для существования «наилучший из возможных миров»[106]. В силу предустановленной гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие, так как монады как субстанции не зависят друг от друга, тем не менее развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом[106]. Это происходит благодаря заложенной Богом способности монад представлять все другие монады и весь мир[106].
С помощью понятия предустановленной гармонии Лейбниц в духе окказионализма разрешает столь трудную для рационализма XVII века проблему связи души и тела[8], восходящую к учению Декарта. Как теист, Готфрид Вильгельм Лейбниц допускал постоянное воздействие Бога на течение мировых процессов, но отвергал его влияние на изменения в сотворённых монадах и сближал в духе деизма «Бога-творца» с «сотворённым миром», отрицал личного человекообразного Бога[107]. Согласно Лейбницу, высшую монаду-бога не следует чрезмерно уподоблять низшей — духу человека[107].
В теории познания[К 2] и психологии рационалист Лейбниц подверг критике учение представителя эмпиризма Джона Локка о душе как «чистой доске» (лат. tabula rasa)[7][12], на которую лишь опыт наносит свои письмена[108]. Лейбниц пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом[106]. В соответствии с представлениями Лейбница, душа ещё до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит приём внешних впечатлений[7]. Тезису эмпиризма, согласно которому нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах («nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu»)[109], он противопоставил утверждение: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума[110]. Лейбниц говорил о прирождённой способности ума к познанию ряда истин и идей; согласно Лейбницу, из идей к ним относятся такие высшие категории бытия, как «Я», «тождество», «бытие» и «восприятие», а из истин — всеобщие и необходимые истины логики и математики[1][106]. Однако эта прирождённая способность ума дана не в готовом виде, подобно «врождённым идеям» у Декарта, а представляет собой лишь «предрасположенность» или задаток[1][106].
Распространению идей Лейбница в Германии, где он до Канта был крупнейшим философским авторитетом, способствовал ученик Лейбница и систематизатор его философии Христиан фон Вольф и его школа[12][106]. Многие идеи Готфрида Вильгельма Лейбница были восприняты также немецкой классической философией[12][106]. В XX веке идеи «монадологии» развивали представители персонализма и других идеалистических школ (Эдмунд Гуссерль, Альфред Норт Уайтхед и другие)[12][106].
Идеи Лейбница отразились на
миросозерцании поэтов «Бури и натиска», на эстетических взглядах Лессинга, на мировоззрении Гёте иШиллера[