Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… Моя работа посвящена раскрытию философского смысла любви между мужчиной и женщиной.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.09 Кб (Скачать файл)

Цель  работы: Раскрыть философский смысл любви между мужчиной и женщиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых  в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические  сюжеты, многие виды искусства в  культуре всех времен художественной жизни человека. Любят Родину и  прекрасную идею, дело своей жизни  и родных, великое искусство и  лучшую на свете женщину… Моя работа посвящена раскрытию философского смысла любви между мужчиной и  женщиной.

О том, что называется Любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного  ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви  и как трудно любить. Разные философские  учения, различные религии стремятся  понять и использовать в своих  интересах эту уникальную способность  человека любить. Однако и сегодня  она плохо осмысленная философией область человеческого бытия. Но любовь – это настолько феноменальная  сфера в отношениях в общении  людей, формировании их судеб, что философский  анализ очень необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История философских  размышлений о любви

"Истинная сущность  любви состоит в том, чтобы  отказаться от сознания самого  себя, забыть себя в другом "Я"  и, однако, в этом же исчезновении  и забвении впервые обрести  самого себя". (Гегель)

О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов  Древней Греции. А в эпоху греческой  классической философии уже зарождались  первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости  с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности  считали любовь скорее опасной, чем  полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине, прежде всего  то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду.[3 - с 8]

Мнения мыслителей о любви  в древности расходились не меньше, чем в наше время. В частности, один из основателей школы киников  Диоген Синопский считал, что страстную  любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь–дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпедокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса. Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию; благодаря любви разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. «Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия. Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы – для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу. Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая: “Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека …” [6 - С. 51]

В античности различали несколько видов любви. Но прежде всего, ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами. Совершенно по-иному осмысливается философская духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви: агапэ – любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. Все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви. Любовь к ближнему в Новом завете –   необходимое условие любви к Богу. Любовь к Богу –одно из древнейших светлых и глубоких человеческих чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь. Однако любовь к Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего ближнего, так искренне уважает врага своего: обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит: “ … возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет”. Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины. Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца. Чуть позже, уже у византийских “гуманистов” X –XII вв. наметилось стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как “каритасе” –сострадании, милосердии, жалости. При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом – «вхождением в Бога». Это было итогом христианского учения о любви. «Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII –XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к любви  и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе  не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у  разных народов это ощущение выглядело  по-разному. Но их объединяло то, что  любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет  людей, а порой и требует от них особо нравственных поступков. В истории философских размышлений  о любви, ее смысле и назначении в  истории человечества особая роль принадлежит  философам  XVIII–XIX вв.  И. Кант был  уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, т. к. “когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда  речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как  поступит человек (в отличие от объективной  стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что  разум предписывает в качестве закона” [3– С. 125]. Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов XIX века.

Уже самые первые признаки любви – восхищение, благоговение, милосердие – говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому нельзя.  Любовь – это такое состояние человека, когда хочется дать как можно  больше другому,  даже отдать самого себя и без остатка. Эта мысль  подчеркивается в произведении Эриха  Фромма «Искусство любить»: “Наиболее  общее определение активного  характера любви можно сформулировать так : любить – значит ,прежде всего, давать, а не получать … Но самое  важное – отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же отдает один человек другому? Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самим дорогим, что  у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни” [10 - С. 123]. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции– заслужить любовь к себе, т. к. “если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь; если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы, значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась” ( К. Маркс ) [10 - С. 124]. Для того,  чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению автора произведения, необходимо «заботиться, нести ответственность, уважать и знать», «любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».

Тема любви всегда была очень близка русской философской  мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай  Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя  В. Соловьева проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества. Качественное преображение человечества, по Соловьеву, - в красоте. А красота может быть достигнута только любовью. “Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех прочих родах любви отсутствует или однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств” [7 - С. 282]. Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь–это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение для человека и его духовного развития?

 

 

 

Философский смысл  любви

О философском смысле любви  говорят многие факты, хотя бы то, что  именно любовь представляет человека как личность и является фактором более глубокого, а потому и более осознанного человеческого формирования. При этом невольно возникают трудности в философском осмыслении любви из-за того, что она всегда как бы «случается» спонтанно, «любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» [9 - С. 165].

Не секрет, что любовь у людей возникает неожиданно и абсолютно ко всему, что вообще может волновать сердце и ум человека. При этом каждый человек обладает особым искусством индивидуально любить по-своему. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и  похожи в своей основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются  в повседневной жизни и необычны по своему содержанию. Любовные проявления бывают очень и очень уникальными  по объекту и по своему содержанию в целом: любовь к родителям, детям, близким, друзьям, Богу, половая любовь. Все эти и многие другие виды любви примечательны своей эмоциональной окрашенностью и имеют индивидуальное значение. Воспринимается же любовь людьми как божественный дар и даже своего рода вознаграждение. Человек ведь не может любить по чьей-то указке, как, наверное, и по собственной воле и желанию в некотором смысле. Она, как гром среди ясного неба, приходит вдруг и, казалось бы, без каких–либо на то видимых причин. Все это так, но у настоящей любви есть свои природные законы, т. е. она возникает только тогда, когда люди постигают потребность в нежных любовных чувствах, их громадное общечеловеческое и общественное назначение в сохранении и продолжении рода человеческого. Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: нельзя ведь научиться правильно жить, не научившись страстно любить. Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция, - это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что «любовь правит миром». При этом речь в первую очередь идет об эротической (половой) любви. Эрос, например, античными мыслителями связывался с духовной силой и красотой. Они называли его естественной тягой к совершенству, желанием обладать идеалом, стремлением восполнить недостающее в себе. Эта творческая энергия человека проявляется вовне как сила завоевательная, но вместе с тем возвышающая. Любовь во всех случаях выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции и одиночества, т. к. она всегда соединяет людей, рассматривая любимого как самого себя.

Любовь, с точки зрения ее философского смысла, представляет собой высшее ценностное измерение  человеческой личности, которое характеризует  ее духовную зрелость и нравственную чистоту. Без любви даже не дано раскрыть полностью жизненный потенциал  человеческой личности. Именно любовь способствует раскрытию в человеке нравственных и интеллектуальных начал. Любовь как бы «добавляет» человеку ума и, в свою очередь, находит  в нем же себе опору. А это наивысшее  предопределение смысла в человеческой жизни. Не испытав на себе лично прелестей  истинной любви, человек остается обыденным  земным существом, так и до конца  не познавшим свое жизненное предназначение.

Любовь многообразна и  противоречива, как сама жизнь. Ей присущи  всевозможнейшие вариации, хитрости, фантастические требования, проявления разума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся в любви оттого, что ждем от нее  чуда. Однако любовь лишь более свободно и вдохновенно выражает саму личность. А чудо надо искать в людях!

С точки зрения философии, любовь – это единство самоотрицания и самоутверждения личности. Такое понимание открывает возможность объяснить многие споры, связанные с любовью и ненавистью. Если личность не в состоянии отрицать себя, чтобы утвердиться чем-то в другом, то она не способна и глубже понять, прочувствовать другого человека, и любовь может существовать только в ситуации, не требующей самопожертвования. Человек, который боится посвятить себя другим, боится и любви. Среди философских размышлений о любви, ее смысле и назначении, заметная роль принадлежит русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву, который увидел в ней особую общечеловеческую ценность, выраженную в способности растворить свой жизненный интерес в интересе другого человека, т. е. слиться с ним единой судьбой. В работе «Смысл любви», философ заметил: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае любовь ничего не значит» [7 - С. 284]. Ощущение слитности, которую собственно и дает только истинная любовь, невероятно по силе своего внутреннего самовыражения. Обычная забота о самом себе как бы вдруг резко меняет направление, переходя на другого человека. Его интересы, его заботы делаются теперь твоими. Более того, только большая любовь раскрывает духовно-творческий потенциал личности.

Информация о работе Философия любви