Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:22, реферат
Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… Моя работа посвящена раскрытию философского смысла любви между мужчиной и женщиной.
Цель работы: Раскрыть философский смысл любви между мужчиной и женщиной.
Введение
Любовь, это, наверное, одно
из самых часто употребляемых
в литературе и в повседневной
жизни слов. В то же время именно
это слово содержит в себе наибольшее
количество противоречивых смыслов. Из-за
любви люди шли на подвиг и из-за
нее же совершали страшные преступления.
Ею наполнены все романтические
сюжеты, многие виды искусства в
культуре всех времен художественной
жизни человека. Любят Родину и
прекрасную идею, дело своей жизни
и родных, великое искусство и
лучшую на свете женщину… Моя работа
посвящена раскрытию
О том, что называется Любовью,
вечно размышляли, спорили, спрашивали
друг друга и отвечали, снова спрашивали
и никогда не находили точного
ответа. Уж очень хотелось понять: почему
человеку невыносимо жить без любви
и как трудно любить. Разные философские
учения, различные религии стремятся
понять и использовать в своих
интересах эту уникальную способность
человека любить. Однако и сегодня
она плохо осмысленная
История философских размышлений о любви
"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "Я" и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя". (Гегель)
О плотской любви было известно
с самых древних времен из мифов
Древней Греции. А в эпоху греческой
классической философии уже зарождались
первые теории любви. Именно тогда появляется
ощущение духовной исключительности человеческой
любви, ее абсолютной несравнимости
с другими человеческими
Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время. В частности, один из основателей школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь–дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпедокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса. Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию; благодаря любви разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. «Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия. Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы – для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу. Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая: “Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека …” [6 - С. 51]
В античности различали несколько видов любви. Но прежде всего, ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами. Совершенно по-иному осмысливается философская духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви: агапэ – любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. Все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви. Любовь к ближнему в Новом завете – необходимое условие любви к Богу. Любовь к Богу –одно из древнейших светлых и глубоких человеческих чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь. Однако любовь к Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего ближнего, так искренне уважает врага своего: обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит: “ … возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет”. Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины. Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца. Чуть позже, уже у византийских “гуманистов” X –XII вв. наметилось стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как “каритасе” –сострадании, милосердии, жалости. При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом – «вхождением в Бога». Это было итогом христианского учения о любви. «Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.
В XVII –XVIII вв. происходят существенные
изменения в отношении к любви
и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе
не уникальное переживание, а только
форма нравственной связи двух индивидов.
Конечно, в разные эпохи и у
разных народов это ощущение выглядело
по-разному. Но их объединяло то, что
любовь приносит человеку и человечеству
не только радость, но и ответственность.
Она не только поднимает, вдохновляет
людей, а порой и требует от
них особо нравственных поступков.
В истории философских
Уже самые первые признаки
любви – восхищение, благоговение,
милосердие – говорят сами за себя.
Любят ведь не за что-то, а потому,
что по-другому нельзя. Любовь
– это такое состояние
Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя В. Соловьева проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества. Качественное преображение человечества, по Соловьеву, - в красоте. А красота может быть достигнута только любовью. “Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех прочих родах любви отсутствует или однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств” [7 - С. 282]. Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь–это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение для человека и его духовного развития?
Философский смысл любви
О философском смысле любви говорят многие факты, хотя бы то, что именно любовь представляет человека как личность и является фактором более глубокого, а потому и более осознанного человеческого формирования. При этом невольно возникают трудности в философском осмыслении любви из-за того, что она всегда как бы «случается» спонтанно, «любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» [9 - С. 165].
Не секрет, что любовь у людей возникает неожиданно и абсолютно ко всему, что вообще может волновать сердце и ум человека. При этом каждый человек обладает особым искусством индивидуально любить по-своему. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в своей основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются в повседневной жизни и необычны по своему содержанию. Любовные проявления бывают очень и очень уникальными по объекту и по своему содержанию в целом: любовь к родителям, детям, близким, друзьям, Богу, половая любовь. Все эти и многие другие виды любви примечательны своей эмоциональной окрашенностью и имеют индивидуальное значение. Воспринимается же любовь людьми как божественный дар и даже своего рода вознаграждение. Человек ведь не может любить по чьей-то указке, как, наверное, и по собственной воле и желанию в некотором смысле. Она, как гром среди ясного неба, приходит вдруг и, казалось бы, без каких–либо на то видимых причин. Все это так, но у настоящей любви есть свои природные законы, т. е. она возникает только тогда, когда люди постигают потребность в нежных любовных чувствах, их громадное общечеловеческое и общественное назначение в сохранении и продолжении рода человеческого. Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: нельзя ведь научиться правильно жить, не научившись страстно любить. Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция, - это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что «любовь правит миром». При этом речь в первую очередь идет об эротической (половой) любви. Эрос, например, античными мыслителями связывался с духовной силой и красотой. Они называли его естественной тягой к совершенству, желанием обладать идеалом, стремлением восполнить недостающее в себе. Эта творческая энергия человека проявляется вовне как сила завоевательная, но вместе с тем возвышающая. Любовь во всех случаях выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции и одиночества, т. к. она всегда соединяет людей, рассматривая любимого как самого себя.
Любовь, с точки зрения ее философского смысла, представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует ее духовную зрелость и нравственную чистоту. Без любви даже не дано раскрыть полностью жизненный потенциал человеческой личности. Именно любовь способствует раскрытию в человеке нравственных и интеллектуальных начал. Любовь как бы «добавляет» человеку ума и, в свою очередь, находит в нем же себе опору. А это наивысшее предопределение смысла в человеческой жизни. Не испытав на себе лично прелестей истинной любви, человек остается обыденным земным существом, так и до конца не познавшим свое жизненное предназначение.
Любовь многообразна и противоречива, как сама жизнь. Ей присущи всевозможнейшие вариации, хитрости, фантастические требования, проявления разума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся в любви оттого, что ждем от нее чуда. Однако любовь лишь более свободно и вдохновенно выражает саму личность. А чудо надо искать в людях!
С точки зрения философии, любовь – это единство самоотрицания и самоутверждения личности. Такое понимание открывает возможность объяснить многие споры, связанные с любовью и ненавистью. Если личность не в состоянии отрицать себя, чтобы утвердиться чем-то в другом, то она не способна и глубже понять, прочувствовать другого человека, и любовь может существовать только в ситуации, не требующей самопожертвования. Человек, который боится посвятить себя другим, боится и любви. Среди философских размышлений о любви, ее смысле и назначении, заметная роль принадлежит русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву, который увидел в ней особую общечеловеческую ценность, выраженную в способности растворить свой жизненный интерес в интересе другого человека, т. е. слиться с ним единой судьбой. В работе «Смысл любви», философ заметил: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае любовь ничего не значит» [7 - С. 284]. Ощущение слитности, которую собственно и дает только истинная любовь, невероятно по силе своего внутреннего самовыражения. Обычная забота о самом себе как бы вдруг резко меняет направление, переходя на другого человека. Его интересы, его заботы делаются теперь твоими. Более того, только большая любовь раскрывает духовно-творческий потенциал личности.