Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… Моя работа посвящена раскрытию философского смысла любви между мужчиной и женщиной.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.09 Кб (Скачать файл)

Владимир Соловьев понимает любовь не только лишь как субъективно-человеческое чувство, любовь для него выступает  как космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Человеческая любовь, прежде всего  любовь половая, есть одно из проявлений любви космической. Любовь, согласно В. Соловьеву, помимо того, что ценна сама по себе, призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции:

  1. Через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности – своей и чужой. «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма»[7 - С. 281]. Ложь эгоизма не в абсолютной самооценке субъекта, «а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия…»[7 - С. 282]. И только через любовь человек воспринимает других людей в качестве таких же абсолютных центров, каким он представляется себе.
  2. Сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще. Любя, мы видим предмет любви таким, каким он «должен быть». Мы обнаруживаем его лучшие качества, которые при равнодушном или отрицательном отношении остаются скрытыми от нас. Любящий человек действительно воспринимает не то, что другие. Только любя, мы способны усмотреть в другом человеке, возможно, еще не реализовавшиеся, открывшиеся нам через любовь лучшие черты характера, способности и таланты. Любовь не вводит в заблуждение. “Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами; мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны” [7 - С. 291].
  3. Половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола. Вне половой любви человека как такового нет: существуют лишь раздельные половины человека, мужская и женская, которые в своей отдельности не представляют человека как такового. “Создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви” [7 - С. 285].
  4. Любовь, по Соловьеву, не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Зарождаясь как индивидуальное отношение одного человека к другому, любовь по мере исторического прогресса все более распространяется на разнообразные сферы общественных отношений, группируя людей в единое целое. Именно в любви заложена огромная внутренняя энергия объединения и консолидации людей. Она становится своеобразным духовно-нравственным катализатором их естественного сближения: устраняя препятствия, отделяющие одного от другого и бескорыстно соединяя в единый союз. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность» отдать самого себя» другому человеку и одновременно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним. Очень ярко эта мысль подчеркивается в произведении Стендаля «О любви»: «Любить – значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя»[8- С. 162].

 

Любовь считают социально-природным  чудом, наиболее свободным и открытым проявлением человеческой сущности. Ведь она не терпит абсолютно никакого вмешательства воздействия: навязывания, нормирования, или корректирования  любовных чувств. Не может быть и  речи о каком-либо предписании или  принудительном преодолении любви.

Философское толкование любви  всегда многогранное и объемное поле пересечения научных знаний, полученных физиологией и психологией, а  также осмысление социального и  индивидуально-биологического, сугубо интимного и одновременно открытого  чувства. То есть философская мысль  рассматривает любовь как действительный факт естественной природы (дар Божий), существующий независимо от человека. Любовь всегда есть и отражение духовного климата исторической эпохи или нравственного состояния общества. Любовные чувства всегда остро и тревожно переживаются личностью, так как не бывает вообще чувств без заметных внешних проявлений и выражений. А любовь – это глубоко индивидуальное ощущение изъявление внутреннего тепла особо тонких душевных, романтических чувств. Любовь возбуждает и возвышает ощущение полноты человеческого образа жизни.

 Любовная энергия – вечный источник творчества – творчества самого светлого из всех известных видов человеческого творения. В творческом акте любви раскрывается историческое предназначение и призвание каждой личности. Любить означает человеческое призвание творить человеческое благо на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любовь. Неисчерпаемость  этой темы очевидна. На протяжении всей истории философии высказывались различные мнения относительно этого вопроса, но все они сходились в одном: любовь–это самая загадочная и парадоксальная реальность, тайна человечества, которую следует искать в многообразии личности, в богатстве человеческих взаимоотношений и условиях жизни.

В заключении хочу отметить, что вообще любовь просто неисчерпаема по своим формам проявления и ничем не измерима по глубине своего содержания. Она всегда чем–то новая, необычная, неподражаемая. Для нее нет прошлого и будущего. У нее, как и у жизни, есть только настоящее.

В одной из своих книг Пауло Коэльо написал: «Любовь –  это единственное, что обостряет  ум, будит творческую фантазию, то, что  очищает нас и освобождает. Это  не привычка, не компромисс, не сомнение. Это не то, чему нас учит романтическая  музыка. Любовь – есть…без уточнений  и определений. Люби и не спрашивай. Просто люби!» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М. , 1993.
  2. Васильев Кирилл. Любовь. Пер. с болг. - М. , 1982.
  3. Кант И. Метафизика нравов. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат. , 1991.
  4. Клайв С. Льюис. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8.
  5. Платон. Пир. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат. , 1991.
  6. Плутарх. Об Эроте. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат. , 1991.
  7. Размышления о любви (Любовь как нравственное явление). Сборник. – М.: Знание, 1989. Соловьев В. С. Смысл любви. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат. , 1991.
  8. Стендаль. О любви. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат. , 1991.
  9. Хрусталев В. В. Введение в философию. Глава 12. О философии любви. – М.: ФАИР-ПРЕСС. , 1998. Франк С. Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6.
  10. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Издательство “Республика”, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия любви