Философия марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:14, доклад

Описание работы

Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически переработаны основоположниками марксизма. Марксистское учение научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого лишь начинали складываться в эпоху Маркса и Энгельса.
Цель данной работы – рассмотреть формирование и развитие марксистской философии 19 века.

Содержание работы

1. Формирование взглядов молодого К. Маркса. Проблема «отчуждения»
2. Материалистическое понимание истории
3. Проблема будущего в философии марксизма

Файлы: 1 файл

философия марксизма.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

Философия марксизма.

 

 

 

1. Формирование взглядов молодого К. Маркса. Проблема «отчуждения»

2. Материалистическое понимание истории

3. Проблема будущего в философии марксизма

 

 

Введение

Величайшее  идейно – политическое событие 19 в. – возникновение марксизма, научной  идеологии рабочего класса.

Главное в марксизме – учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная  его решающей ролью в системе  крупного промышленного производства, которое порождено развитием  капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового  коммунистического общества.  Освободительное  движение рабочего класса с неизбежностью  ведет к социалистической революции  и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма.

Основоположники научной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что  рабочий класс существенно отличается от всех предшествующих и современных  ему эксплуатируемых классов.

Учение  Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом  из всего  предшествующего исторического  опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически переработаны основоположниками марксизма. Марксистское учение научно отразило историческую необходимость социалистического  преобразования общественных отношений, предпосылки которого лишь начинали складываться в эпоху Маркса и  Энгельса.

Цель  данной работы – рассмотреть формирование и развитие марксистской философии 19 века.

 

1. Формирование взглядов  молодого К. Маркса. Проблема «отчуждения».

Создание  философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся  в течение примерно одного десятилетия  — с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. Это процесс формирования философских  взглядов Маркса.

      Уже в самом начале творческой  деятельности (вскоре после получения  степени доктора философии) Маркс  осознает как свое призвание  защиту интересов «бедной, политически  и социально обездоленной массы...».  Этой цели и должна служить  философия. Будучи последователем  Гегеля, Маркс разделял тогда  многие установки немецкой классической  философии, и в частности, представление  о роли философии в обществе. Философия — «духовная квинтэссенция(1) своего времени» — призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности — университетское преподавание и сочинение ученых трактатов — Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в «Рейнской газете» (1842-1843) — статьи о свободе печати и цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении крестьян Примозельского края, о бюрократизме(2) чиновников — вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе в Германии.

Свой первый опыт в решении практических проблем  Маркс счел неудачным.

Ему стало  ясно, во-первых, что государство (но Гегелю, государство —


 

 

1 - в древнегреческой философии - некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху).

2 - система управления, осуществляемая через посредство специфического аппарата, состоящего по преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями…

воплощение  разума) руководствуется интересами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти — в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, общественный отклик на публикации «Рейнской газеты», конечно, был очень и очень ограниченным.

      Последнее соображение, видимо, было  наиболее веским. В то же самое  время, в начале 40-х годов, младогегельянцы  — философы, коллеги и в какой-то степени единомышленники Маркса — активно выступили против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. Надежды на важные общественные перемены молодые радикалы(1) связывали с проповедью атеизма(2), исследованиями истории раннего христианства, разоблачением религиозных тайн и чудес, спорами о Христе. Однако ожидания эти затягивались, время шло, а ничего особенного в обществе не происходило. Философское просвещение оказалось бессильным против «опиума народа»; не менялись и официальная идеология и политика. Некоторые младогегельянцы (Б. Бауэр) пытались объяснить провал философской критики религии ссылками на косность, консерватизм(3) и невежественность «массы».

      Поиски Маркса обратились в  другую сторону. Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые

_______________________________________________________________

1 - член политических партий (в капиталистических странах), требующих в своих программах буржуазно-демократических реформ в рамках существующего строя.

2 - греч., отрицание существования Бога;

3 - (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю), приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому.

выступления немецких социалистов и коммунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс вступает в контакт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения. Почему Маркс стал коммунистом? Что привлекло его, человека из другой социальной среды, известного публициста, ученого, к пролетариям, людям, стоящим на неизмеримо более низком уровне образования и культуры? Маркс никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком находились пролетарии(1) его времени. Достаточно вспомнить его знаменитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков 50-х годов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от лица пролетариата, ежели он сам — не рабочий. Маркс ответил, что право это он взял сам и доказано оно исключительно ненавистью, которую к нему питают правящие классы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» — убедительное свидетельство тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории и собственной исторической роли.

      В пролетариате Маркс увидел  особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация(1) немца в человека.

     _______________________________________________________

1 - от лат. emancipatio - освобождение сына из-под отцовской власти), освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах

 Высоко  оценивая утопические проекты  преобразования общества, Маркс тем не менее хорошо видел их теоретические слабости, а порой и беспомощность. В образы будущего авторы утопий вносили немало фантастики; они не имели серьезного исторического обоснования, включали в себя архаические религиозно-христианские элементы. Это препятствовало развитию коммунистических идей и их распространению. Следовало, таким образом, дать философское обоснование смысла коммунизма.

      Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал пригодными  идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой  философии 40-х годов. Значение  идей Фейербаха для философских  поисков Маркса заключалось кроме  материалистической общей установки  еще и в том, что Фейербах  соединил традицию гуманизма(1) (человек — высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Философия будущего» Фейербаха многим в Германии 40-х годов казалась основой нового понимания мира и человека. Мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных способностей («родовой сущности») выглядели революционными и не оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей социальной мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме к Фейербаху высказывает общую оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали социализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесенное с неба абстракции(2) на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!» Иными словами, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом

________________________________________________________________

1 -   идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность.

2 - (от лат. abstractio - отвлечение) - в широком смысле символизирует отвлечение от конкретных свойств-предметов или от конкретных отношений между ними.

социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи Блан и др.).

Соединение  философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом коммунистических доктрин — таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в то же время эта исследовательская программа значительно расширилась. Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлеченного философией Фейербаха. Но, в отличие от Маркса, Энгельс, проживавший с 1842 по 1844 год в Англии, уже был хорошо знаком с организованным массовым рабочим движением — чартизмом, с английской социалистической и коммунистической литературой и, что самое важное, с политической экономией великих англичан А. Смита, Д. Рикардо и др. В журнале «Немецко-французские ежегодники» рядом со статьями Маркса была опубликована критическая работа Энгельса об английской политической экономии («Наброски к критике политической экономии», 1844). Энгельс критиковал эту науку с позиций защитника интересов пролетариата. Для Маркса в этой небольшой статье открылась новая область знания, освоить которую он посчитал совершенно необходимым для создания нового мировоззрения.

      Так в 1844 году соединились в  творчестве Маркса важнейшие  компоненты для создания единой, целостной философско-мировоз-зренческой концепции. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источники марксизма — наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, всемирно-исторического учения.

      Первая попытка разработки целостного  мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожалению, рукописи(1) Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

      Сама по себе мысль об отчуждении  человека уже была глубоко проанализирована в немецкой классической философии. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс высоко оценил работу по осмыслению проблемы отчуждения человека, проделанную Гегелем и Фейербахом, и вместе с тем выявил принципиальные недостатки их концепции отчуждения. У Гегеля уничтожение отчуждения человека изображается как чисто духовный акт, осуществляемый философом как олицетворением универсального разума. Фейербах видел корень зла в религиозном отчуждении, которое Маркс справедливо счел вторичным, производным видом отчуждения. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд.

      Отчужденный труд (труд по принуждению,  подневольный) Маркс рассматривает  в четырех аспектах. Во-первых, рабочий  использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат — они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих, «чуждых» ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве,— средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

______________________________________________________________

1 - произведение письменности, написанное от руки.

     

Во-вторых, сам  процесс трудовой деятельности для  рабочего принудителен. Он не имеет  выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой  труд — это «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей...».  Рабочий и в процессе труда остается подчиненным — контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д.», то есть осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма жизнедеятельности специфически человеческая! — для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.

      В-третьих, труд подневольный, как  показывает Маркс, вообще отнимает  у рабочего «родовую жизнь». Род  человеческий живет в природе.  Сам человек — природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в котором главное — труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь». Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

Информация о работе Философия марксизма