В-четвертых, подневольный труд
порождает отчуждение между людьми.
Рабочие чужды друг другу, поскольку
они конкурируют за возможность трудиться,
чтобы жить; тем более рабочие чужды тому,
кто заставляет трудиться и отбирает продукт
труда. Этот человек не зависит от рабочего,
властвует над ним и управляет им.
Отчуждение труда — базовое,
фундаментальное, глубинное социальное
отношение. Не только рабочий
теряет в условиях отчуждения
свою человеческую сущность и родовую
жизнь — все прочие люди, начиная с капиталистов,
также являются отчужденными людьми. Отношения
между людьми также отчужденные, и различие
лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения.
Маркс указывает на факт существования
первичных и вторичных видов отчуждения.
Почему же это происходит? Почему человек
становится отчужденным(1) человеком?
Отчужденный труд равнозначен
существованию частной собственности.
Частная собственность — основа экономической
жизни, та самая фактическая основа, которую
политэкономы не обсуждают, считая «естественной
предпосылкой». На частнособственнической
экономике «держится» вся человеческая
история, вся жизнь людей. Это значит, что
экономическая история — ключ к пониманию
человеческой жизни как таковой. «Религия,
семья, государство, право, мораль, наука,
искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются
его всеобщему закону» Жизнь людей в условиях
экономического отчуждения (всех людей,
не только рабочих) искажает, калечит их,
делает «частичными индивидами» или неразвитыми,
недочеловеческими существами. «Частная
собственность сделала нас столь глупыми
и односторонними, что какой-нибудь предмет
является нашим лишь тогда, когда мы им
обладаем... когда мы им непосредственно
владеем, едим его, пьем, носим на своем
теле, живем в нем и т. д.,— одним словом,
когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных
чувств стало простое отчуждение всех
этих чувств — чувство обладания».
Негативная философская оценка
«атомарного индивида» и жизненной
реальности совпадает у Маркса
с Фейербахом, но надежд на чисто
духовный,
моральный переворот
Маркс не питает. Отчуждение должно
быть
_______________________________________________________________
1 – по М.Симану - состояние индивида в обществе,
характеризующееся бессилием, бессмысленностью,
отсутствием норм, социальной изолированностью
и самоотстранением…
преодолено
в самой своей основе — в
труде, в производственной деятельности. Перспективы развития
человека и человечества — в преобразовании
основы основ, в уничтожении отчужденного
труда.
2. Материалистическое понимание
истории
Сознание
непоследовательности, незавершенности,
односторонности старого материализма
привело Маркса к убеждению в
необходимости «согласовать науку
об обществе с материалистическим основанием
и перестроить ее соответственно
этому основанию». Если материализм
вообще объясняет сознание из бытия,
а не обратно, то в применении к
общественной жизни человечества материализм
требовал объяснения общественного
сознания из общественного бытия. «Технология
— говорит Маркс — вскрывает
активное отношение человека к природе,
непосредственный процесс производства
его жизни, а вместе с тем и
его общественных условий жизни
и проистекающих из них духовных
представлений». Цельную формулировку
основных положений материализма, распространенного
на человеческое общество и его историю,
Маркс дал в предисловии к
сочинению «К критике политической
экономии» в следующих словах:
«В общественном
производстве своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их
воли независящие, отношения — производственные
отношения, которые соответствуют
определенной ступени развития их материальных
производительных сил».
Совокупность
этих производственных отношений составляет
экономическую структуру общества,
реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания. Способ
производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный
процессы жизни вообще. Не сознание
людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития
материальные производительные силы общества
приходят в противоречие с существующими
производственными отношениями, или —
что является только юридическим выражением
этого — с отношениями собственности,
внутри которых они до сих пор развивались.
Из форм развития производительных сил
эти отношения превращаются в их оковы.
Тогда наступает эпоха социальной революции.(1)
С изменением экономической основы более
или менее быстро происходит переворот
во всей громадной надстройке. При рассмотрении
таких переворотов необходимо всегда
отличать материальный, с естественно-научной
точностью констатируемый переворот в
экономических условиях производства
от юридических, политических, религиозных,
художественных или философских, короче:
от идеологических форм, в которых люди
сознают этот конфликт и борются с ним.
Материалистическое понимание истории,
как постоянно подчеркивает Маркс,
не является философией истории, которая дает раз и навсегда
верную схему исторического развития
человечества, а это только метод для конкретного исторического
исследования в результате которого
этот метод каждый раз подтверждает и
конкретизирует себя. Поэтому и сама формулировка
этого метода у Маркса меняется по мере
его развития, по мере развития самих взглядов
Маркса, которые с определенного момента,
по большому счету, не менялись в том смысле,
что сегодня он гегельянец, а завтра фейербахианец.
Вернее будет сказать, что позиция Маркса
именно конкретизировалась.
Как об отдельном
человеке нельзя судить на основании
того, что сам он о себе думает,
точно так же нельзя судить о подобной
эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот,
это сознание надо объяснить из противоречий
материальной жизни, из существующего
конфликта между общественными
_________________________________________________________________
1 – коренное качественное изменение, резкий
скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому, от старого к новому.
производительными
силами и производственными отношениями»...
«В общих
чертах, азиатский, античный, феодальный
и современный, буржуазный, способы
производства можно обозначить, как
прогрессивные эпохи экономической
общественной формации.
Открытие
материалистического понимания
истории или, вернее, последовательное
продолжение, распространение материализма
на область общественных явлений, устранило
два главных недостатка прежних
исторических теорий. Во-первых, они
в лучшем случае рассматривали лишь
идейные мотивы исторической деятельности
людей, не исследуя того, чем вызываются
эти мотивы, не улавливая объективной
закономерности в развитии системы
общественных отношений, не усматривая
корней этих отношений в степени
развития материального производства;
во-вторых, прежние теории не охватывали
как раз действий масс населения,
тогда как исторический материализм
впервые дал возможность с
естественно-исторической точностью исследовать
общественные условия жизни масс и изменения
этих условий. Домарксовская «социология»
и историография в лучшем случае давали
накопление сырых фактов, отрывочно набранных,
и изображение отдельных сторон исторического
процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему,
всестороннему изучению процесса возникновения,
развития и упадка общественно-экономических
формаций, рассматривая совокупность
всех противоречивых тенденций, сводя
их к точно определяемым условиям жизни
и производства различных классов общества,
устраняя субъективизм и произвол в выборе
отдельных «главенствующих» идей или
в толковании их, вскрывая корни без исключения
всех идей и всех различных тенденций
в состоянии материальных производительных
сил. Люди сами творят свою историю, но
чем определяются мотивы людей и именно
масс людей, чем вызываются столкновения
противоречивых идей и стремлений, какова
совокупность всех этих столкновений
всей массы человеческих обществ, каковы
объективные условия производства материальной
жизни, создающие базу всей исторической
деятельности людей, каков закон развития
этих условий, — на все это обратил внимание
Маркс и указал путь к научному изучению
истории, как единого, закономерного во
всей своей громадной разносторонности
и противоречивости, процесса.
3. Проблема будущего
в философии марксизма
Применяя
метод исторического материализма
к исследованию не только капиталистического
общества, но и к будущему общественному
строю, предпосылки которого складываются
в условиях капитализма, Маркс предвосхищает
основные черты коммунизма и вскрывает
коренное отличие коммунистической формации
от предшествующего буржуазного общества.
Коммунизм, разъясняет Маркс, имеет своей
экономической основой общественную собственность
на средства производства как такую форму
производственных отношений, которая
соответствует высокому уровню развития
производительных сил, общественному
характеру производства и создает условия
для его беспредельного развития. Подвергая
критике мелкобуржуазное представление
о коммунизме, Маркс разъясняет, что коммунизм
не отменяет необходимости трудиться.
Эта необходимость составляет постоянное
условие и внутреннюю движущую силу человеческого
развития не только в докоммунистических
общественных формациях, но и при коммунизме.
Отличие
коммунизма от предшествующих формаций
заключается, следовательно, не в том,
что он отменяет необходимость трудиться,
а в том, что благодаря высокому
развитию производительных сил, ликвидации
классовых различий, противоположности
между городом и деревней, умственным
и физическим трудом коммунизм создает
наиболее благоприятные условия
для такой трудовой деятельности
людей, которая способствует их всестороннему
физическому и духовному развитию.
Развитие крупного механизированного
производства, автоматизация, всестороннее
использование науки для увеличения производительности
труда, для открытия новых '"источников
энергии закономерно приведут к тому,
что при все уменьшающихся затратах живого
человеческого труда масса общественного
богатства будет все более и более увеличиваться.
Благодаря этому коммунизм сделает возможным
удовлетворение всех исторически развившихся
потребностей общественного человека,
которое будет приводить к возникновению
новых потребностей, a эти потребности
будут удовлетворяться благодаря непрерывному
развитию общественного производства.
Таким образом, удовлетворение потребностей
человека будет стимулировать, с одной
стороны, развитие производства, а с другой
— возникновение новых общественных потребностей.
Развитие общественного индивида, всестороннее
проявление и совершенствование его способностей
— вот что, как говорит Маркс, будет важнейшим
результатом коммунистического преобразования
общественных отношений. А это в свою очередь
станет могущественной силой дальнейшего
прогресса общественного производства.
Маркс показал, что социальное раскрепощение
трудящихся — основа великих достижений
в развитии социалистического производства.
Развитие
производительности труда означает,
что в более короткое время
производится большее количество необходимых
предметов. Однако только коммунизм
может предоставить трудящимся все
свободное время, образующееся благодаря
развитию производительных сил. «Тогда,—
говорит Маркс,— мерилом богатства
будет уже не рабочее время, а
свободное время. Рабочее время в качестве
мерила богатства предполагает, что само
богатство основано на бедности и что
свободное время существует в противоположность
и благодаря противоположности его прибавочному
рабочему времени, или что все время индивида
закрепляется как рабочее время и его
таким путем обрекают существовать только
в качестве рабочего, полностью подчиняют
его игу труда».
Сокращение
рабочего дня, увеличение свободного времени
рабочего, говорит Маркс, также способствуют
прогрессу коммунистического производства.
При коммунизме свободное время
не время безделья после утомительнейшего
труда, а условие всестороннего физического
и духовного развития индивида, что в свою
очередь будет способствовать дальнейшему
росту производительности труда. Коммунизм
делает труд жизненной потребностью для
каждого отдельного человека. Конечно,
и при коммунизме, подчеркивает Маркс,
труд не может превратиться в игру, как
это утверждал Ш. Фурье. Однако необходимость
труда станет внутренней необходимостью
для всех членов общества, так как благодаря
коммунистическому преобразованию общественных
отношений труд и всестороннее развитие
человеческой личности становятся неотделимыми
друг от друга.
Заключение
Историческое
значение марксизма было и остается
связанным с деятельностью огромных
масс людей — пролетариев, интересы
которых защищает и выражает эта
общественная теория. Вместе со всемирной
индустриализацией, следуя за появлением
и развитием пролетариата в разных странах,
распространялся и марксизм. В ходе истории
появляются новые виды производства, изменяется
социальная структура общества; меняется
и сам пролетариат, его состав, его вес
в общественных делах. В наше время наемные
работники составляют большинство человечества.
Следовательно, социальная база марксизма гигантски
возросла; вместе с ходом истории
развивается и марксизм в целом, и философия
как его составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка
и теоретическое обоснование освобождения
порабощенного человечества. Марксизм
доказывает неизбежность уничтожения
всякого рабства, унижения, отчуждения
и несвободы людей. Этот высший смысл исторического
процесса реализуется в философии посредством
изучения, анализа, исследования, с одной
стороны, всеобщего практического опыта
человечества и, с другой — всеобщего
духовного опыта человечества. Или, как
неоднократно высказывает эту мысль Маркс,
философское рассмотрение начинается
на уровне всемирно-исторического подхода
к интерпретации действительности. Этот
подход — по необходимости весьма обобщенный,
абстрактный и отнюдь не всегда соотносим
с задачами сиюминутной практики.