Философия марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Главное в марксизме – учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма.

Содержание работы

1.Введение 2
2. Формирование Философии марксизма 4
3. Основные проблемы философии марксизма 13
4. Заключение 14
5. Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

философия Маркса контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

1.Введение 2

2. Формирование Философии марксизма  4

3. Основные проблемы философии марксизма 13

4. Заключение 14

5. Список используемой литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века благодаря Плеханову и его соратникам.

Главное в марксизме – учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философия как его составная часть.

Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически переработаны основоположниками марксизма. Марксистское учение научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого лишь начинали складываться в эпоху Маркса и Энгельса.

Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.

В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл “всемирно-историческими”, а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения - в форме “зла”). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.

В данной работе мы рассмотрим формирование и основные проблемы марксистской философии.

 

 

 

 

 

 

Формирование Философии марксизма.

Возникновение философии марксизма - диалектически противоречивый процесс. Ясны основные линии восхождения мысли Маркса: от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму. Но ясно также, что это были линии не прямые и не плавные, а сложные, с резкими поворотами и крутыми подъемами. Линии восхождения к новому мировоззрению образуют специфические проблемные «узлы», связывающие воедино различные, дотоле обособленные области мысли и деятельности, в силу чего сам процесс формирования взглядов Маркса обретает от этапа к этапу все большую цельность. Благодаря влиянию отца, адвоката Генриха Маркса, а также друга семьи Л. фон Вестфалена, Маркс ещё в школьные годы усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. В самом начале деятельности Маркс осознает свое призвание как защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы». С 1837 он стал приверженцем философии Гегеля, прежде всего гегелевской диалектики, и сблизился с младогегельянцами, которые делали из гегелевского учения радикальные атеистические и политические выводы. Маркс разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу.

В активной политической и публицистической деятельности Маркс увидел средство практического осуществления идеалов передовой философии. В статье «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» (написана в феврале 1842) он подверг резкой критике не только полицейские меры против оппозиционной печати, но и всю прусскую правительственную систему. Ещё более радикальный характер приобрели его выступления на страницах «Рейнской газеты» («Rheinische Zeitung»), издававшейся в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. Газета вела борьбу за последовательное разрешение задач буржуазно-демократической революции в интересах пролетариата и широких народных масс; отстаивала революционный путь объединения Германии в форме демократической республики, программу революционных преобразований, особенно в аграрном строе. В статье «Коммунизм и аугсбургская „Allgemeine Zeitung”» он обратил внимание на связь между борьбой пролетариата в Великобритании и Франции и распространением коммунистических идей. Желание лучше понять положение трудящихся масс побудило его заняться исследованием сферы материальных отношений. Решительной критике подверг Маркс либеральную половинчатость, осудив также псевдореволюционное фразёрство анархиствующей ультрарадикальной группы младогегельянцев, так называемых «Свободных». Революционная линия «Рейнской газеты» вызвала усиление цензурного надзора, а затем и указ о её закрытии с 1 апреля 1843. 17 марта Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе в Германии. Карл Маркс пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу, а Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем. Маркс уже видел, что корни эти — в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил.

Еще с 1842 года Маркс изучает новое для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего строя, поскольку именно пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества, поэтому Маркс оценивает пролетариат как силу, благодаря которой философия может осуществить свое призвание.

В Париже, куда Маркс переехал в октябре 1843 с целью издания общественно-политического журнала, им была сделана первая попытка критически рассмотреть в свете сложившихся у него материалистических и коммунистических взглядов экономические основы буржуазного общества. Убедившись ещё в 1843, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии», Маркс занялся ее изучением. Продолжал он и свои исторические исследования, в частности изучение Великой французской революции. В понимании роли классовой борьбы он пошёл значительно дальше французских историков О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, не сумевших увидеть экономические корни происхождения классов и подлинный характер классовых антагонизмов капитализма.

Маркс в несовершенной ещё терминологической форме, отразившей влияние фейербахианства, доказывал, что коммунистическое преобразование общества является единственным реальным путём преодоления ограниченности буржуазной революции и освобождения человека от социальных, национальных и других оков. Важнейшей вехой в превращении социализма из утопии в науку было выдвижение Марксом положений о пролетариате как общественной силе, способной осуществить это преобразование, и о передовой теории как духовном оружии пролетариата. Статьи в «Немецко-французском ежегоднике» ознаменовали собой окончательный переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Отныне Маркс действует как пролетарский революционер, идеолог рабочего класса, «...апеллирующий к массам и к пролетариату»1. (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 48).

Большое влияние на Карла оказали произведения Фейербаха, способствовавшие переходу его в дальнейшем на материалистические позиции. Однако вскоре он осознал и некоторые слабые стороны фейербахианства: созерцательность, недооценку значения политической борьбы.

 

Между тем на каждом отрезке своего идейного развития Маркс, мыслитель и политический деятель, выступал как исключительно цельная личность. Каждому этапу формирования его взглядов соответствует своеобразная целостность.

Стержень этой работы, вокруг которого и возникали связующие «узлы», составляло исследование, фундаментальных проблем, сама природа которых требовала комплексного их рассмотрения, таких, как проблема соотношения общих и частных интересов людей, проблема отчуждения и др.

Изучение истории возникновения и развития марксизма - замечательная школа творческого подхода к насущным проблемам теории, важнейшая предпосылка той атмосферы творчества, которую партия ныне утверждает во всех областях жизни. Обращение к истокам марксизма позволяет конкретнее представить изначально критический характер научного мировоззрения, его теснейшие связи с революционной практикой, выяснить стержневые вопросы, решение которых требовало и обеспечивало целостность марксизма и его составных частей.

В соответствии с периодизацией исторического процесса формирования марксизма, правомерно выделить следующие три основных этапа:

-- первоначальные поиски научно-философского мировоззрения, становление революционного демократизма (1837--1842 гг.);

-- начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму (1842-- 1843 гг.);

-- формирование исходных положений целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения (1843--1844 гг.).

Его отличительная особенность - просветительски-гуманистическая направленность, перерастающая в революционный демократизм.

Вначале Маркс мастерски применил логику как инструмент анализа политики, разоблачая мнимый либерализм правительства. Последующее изучение дебатов рейнского ландтага о свободе печати побудило его вполне определенно встать на защиту политических интересов трудящихся, против корыстных интересов крупных собственников. В мае 1842 г. он уже отчетливо понимает необходимость революционного изменения существующего строя и призывает бороться за свободу «не только копьями, но и топорами». К этому времени Маркс уже сформировался как революционный демократ.

Эта революционно-демократическая ориентация выявила новые грани интеллектуальной одаренности Маркса. Отныне революционная целеустремленность стала стержнем помыслов и поступков многогранной личности Маркса, позволивших осуществить выпавшую на его долю титаническую работу.

Важнейшее содержание этого этапа составляет переход к материализму и коммунизму, а конкретный механизм этого перехода заключался во взаимодействии философских, политических, исторических и правовых воззрений Маркса.

Весной и летом 1843 г. Маркс предпринял попытку применить принципы материализма к критике взглядов Гегеля, изложенных им в «Философии права». В результате появилась рукопись «К критике гегелевской философии права», где многопланово запечатлен сознательный переход Маркса на позиции материализма: это и радикальное преодоление идеализма Гегеля, и сознательное усвоение материалистических идей, воспринятых прежде всего под влиянием философии Фейербаха, и преодоление антропологической ограниченности его материализма, соединение материализма с диалектикой в процессе анализа широкого спектра проблем общественной жизни: исторических, социальных, политических, правовых. Диалектический и исторический материализм возникал как единое целое.

Как начинался этот процесс? Какой круг проблем обеспечивал изначальную целостность новой философии? Эти вопросы имеют особую актуальность в настоящее время, когда диалектический и исторический материализм оказались как бы разделенными.

Первые зарницы нового мировоззрения уже высвечивали будущее, способствовали переходу Маркса на позиции научного коммунизма. Анализ основных типов соотношения между гражданским обществом и государством, выражавших поступательный ход истории и завершившихся в новое время взаимным отчуждением государства и гражданского общества, позволил Марксу сформулировать прогностический вывод: «Исторической задачей стало затем -- вернуть политическое государство в реальный мир...», что требует упразднения господства частных интересов, подчинения частного общественному, демократизации, принципом которой должен стать «социализированный человек», или «действительный носитель государственного строя -- народ».

Осуществился сознательный переход Маркса к материализму и научному коммунизму. Это был не просто переход к уже существовавшим воззрениям, а и начало создания принципиально нового, диалектико-материалистического и коммунистического мировоззрения. В начале 1844 г. деятельность Маркса приобретает еще более разносторонний и интенсивный характер: он активно участвует в политических собраниях рабочих, изучает историю Конвента, обращается к анализу экономической литературы, создает знаменитые «Экономическо-философские рукописи 1844 года».)

В ходе работы над «Экономическо-философскими рукописями» происходил процесс дальнейшего взаимного проникновения философских, экономических, исторических и политических взглядов Маркса и их переработки в качественно повое мировоззрение. Главное место в этом процессе в данный период занимали проблема исторических этапов возникновения, развития и ликвидации отчужденного труда и проблема коммунизма как упразднения всех форм отчуждения.

Фрагмент «Отчужденный труд» -- центральный раздел «Экономическо-философских рукописей» -- ключевой этап развертывания общего их содержания. Это первая попытка общетеоретического, философского осмысления достигнутых к тому времени результатов экономических занятий Маркса, и в особенности результатов параллельного, сопоставительного анализа трех источников дохода. Здесь дан всесторонний анализ отчуждения труда как сущности частной собственности вообще, буржуазной собственности в особенности, а также анализ снятия отчужденного труда и упразднения всех видов частной собственности. Этот анализ проведен с позиций пролетарского гуманизма и пронизан социалистическим идеалом, приобретающим здесь значительно большую глубину. Разрабатываемая Марксом новая философско-экономическая концепция получает здесь определенное историческое обоснование, являясь в этом смысле развитием его философско-исторических занятий в 1843 г.

Информация о работе Философия марксизма