Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:35, контрольная работа
Главное в марксизме – учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма.
1.Введение 2
2. Формирование Философии марксизма 4
3. Основные проблемы философии марксизма 13
4. Заключение 14
5. Список используемой литературы 15
Диалектико-материалистическую концепцию отчуждения Маркс применяет при анализе основных экономических, исторических и политических проблем. Он переходит из одной области знаний в другую и смело превращает, казалось бы, частные проблемы и категории в узловые пункты, связывающие теоретические представления о различных социальных явлениях в единое целое. Последнее оказывается качественно новым образованием не только потому, что представляет собой синтез прежде обособленных областей знания, но и потому, что заключает в себе принципиально новые идеи, рожденные на стыках этих областей и преобразующие каждую из них на новой, диалектико-материалистической основе. Анализ рукописей показывает, что в них содержится своеобразная логика генерации новых идей на стыках формирующихся составных частей марксизма.
Завершение перехода Маркса к диалектико-материалистическому и коммунистическому мировоззрению, получившему первое экономическое обоснование, одновременно есть и начало марксизма. Но отнюдь не завершение его формирования как цельного научного мировоззрения: разработка основных положений диалектического и исторического материализма, научного коммунизма продолжалась вплоть до 1848 г., а марксистской политической экономии -- до конца 50-х гг. Хотя теоретическая деятельность Энгельса в сфере политической экономии капитализма находилась в единстве с «Капиталом» Маркса и была его продолжением, она вместе с тем имела самостоятельную высокую научную ценность. В истории политической экономии с его именем неразрывно связаны распространение, комментирование и защита наиболее существенных моментов содержания и метода «Капитала», а также их развитие применительно к новому этапу истории капитализма. Энгельс еще при жизни Маркса подверг, как известно, детальному критическому разбору теорию стоимости, прибавочной стоимости и ренты Дюринга. Позднее в сфере его внимания оказались прудонистские теории, а также экономические взгляды Родбертуса. В процессе этой идейной борьбы Энгельс особо подчеркивал то принципиально новое, что внес в науку политической экономии Маркс. Вместе с тем, излагая в ходе полемики подлинные взгляды Маркса, Энгельс конкретизировал некоторые категории «Капитала» с точки зрения тех их форм, в каких они выступают в действительности и в результате исторического развития.
Большое внимание в работах Энгельса уделялось рассмотрению, отправляясь от «Капитала» Маркса, заработной платы и законов ее движения, связанных с классовой борьбой пролетариата и ее перспективами. Реально, как показал Энгельс, заработная плата не сводится к лассалевскому «железному закону» минимума жизненных средств Действительные размеры заработной платы под влиянием ряда факторов могут быть выше или ниже стоимости рабочей силы. Такая трактовка закона заработной платы благоприятствовала борьбе против упрощенного и искаженного применения экономической теорий Маркса к решению практических вопросов рабочего движения. Важнейший фактор, определяющий действительный уровень заработной платы, Энгельс видел в борьбе против капитала рабочих, организованных в профсоюзы. Вместе с тем Энгельсом был раскрыт исторически ограниченный характер этой борьбы. Профсоюзное движение не упраздняет законов заработной платы, наоборот, как таковое оно является лишь средством их осуществления, поскольку не уничтожает систему наемного труда
В ряде произведений Энгельса позднего периода его жизни (таких как «Англия в 1845 и 1885 годах», «Рабочее движение в Америке» и некоторые другие) указывалось на различие материального положения рабочих на ранней и зрелой ступенях капитализма. Имея в виду изданную им в 1845 г книгу «Положение рабочего класса в Англии», Энгельс в 1886 г. писал «Описанное в этой книге положение вещей, поскольку оно касается Англии, в настоящее время во многих отношениях принадлежит прошлому».
Констатируя известное улучшение условий жизни определенной части английского рабочего класса, Энгельс связывал его с промышленной монополией Англии и указывал вместе с тем на то, что крах этой монополии приведет к потере английским рабочим классом своего привилегированного положения. Последующая история подтвердила правильность этого предвидения.
В «Капитале» соответственно его предмету исследование ограничивается рассмотрением отношений рабочих как продавцов рабочей силы с капиталистами промышленниками и торговцами, выступающими в качестве непосредственных эксплуататоров рабочих. Что же касается «вторичной» эксплуатации, которой подвергаются рабочие как покупатели и потребители необходимых жизненных средств, то эта сторона экономической действительности не получила в «Капитале» развернутого выражения, хотя Маркс и указывал на такого рода отношения.
Энгельс особо касается названной проблемы, прежде всего в книге «К жилищному вопросу» (1872—1873), в которой критика прудонистских взглядов сопровождалась позитивным определением характера отношений между рабочими и «нетрудящимися классами», не являющимися капиталистами. По отношению к розничному торговцу, домовладельцу и т. п. рабочий, писал Энгельс, выступает как покупатель, как владелец денег, а не как продавец рабочей силы. С этой стороны рабочий не отличается от других лиц, покупающих или арендующих жизненные средства, в том числе от мелкой буржуазии. По этому и жилищная нужда не является злом, затрагивающим исключительно рабочий класс. Отношения между рабочим и домовладельцем не являются сделкой между пролетарием и капиталистом. Рабочий как съемщик жилища выступает в качестве имущего человека. В этом своем положении он принципиально отличается от рабочего как продавца рабочей силы и созидателя прибавочной стоимости. «Сколько бы ни сорвал сдающий внаем у съемщика, это всегда лишь передача уже существующей, ранее произведенной стоимости, а общая сумма стоимости, которой обладают съемщик и сдающий внаем вместе, остается без изменений». В этом случае, по определению Энгельса, имеет место обычная торговая сделка, которая совершается согласно экономическим законам, регулирующим продажу товаров вообще.
Основные проблемы философии марксизма.
Исходя из изучения философии Марксизма и опираясь на развитие марксизма в истории человечества, можно выделить следующие проблемы:
• Объявление материализма в философии и экономике и тщательно скрываемый идеализм в теории общественного развития, в политике и практике социалистического строительства.
• Необоснованность деления истории человечества на общественно-экономические формации.
• Необоснованное выпячивание на передний план идеи о классовой борьбе как движущей силе исторического развития.
• Неверная оценка тенденций развития рынка рабочей силы и фактора включения пролетариев в ряды совладельцев производства. Наличие общих целей у формально антагонистических классов.
• Не учет принципиальной невозможности исключить эксплуатацию человека человеком в процессе материального производства, в том числе и при коммунизме.
• Не учет полного цикла оборота капитала и особенностей перераспределения прибавочной стоимости в условиях рыночной экономики.
• Не учет полной цепочки последовательной эксплуатации на всех уровнях общественного производства.
• Не учет эффективности обратных связей в процессе материального производства, в частности, когда критическая масса людей потребителей товара диктует свою волю собственнику средств производства.
• Игнорирование демократических основ капитализма и ориентация на диктатуру в процессе строительства коммунизма.
• Не учет психологии отдельных личностей и психологии общества. Исключение частной инициативы. Не учет возможных изменений в социальной структуре общества по мере исторического прогресса.
Декларирование материализма в философии и экономике и фактические присутствие идеализма в теории общественного развития, в политике и практике социалистического строительства.
Ошибочность политической практики, когда политические идеи доминируют над материалистической теорией и в частности над законами экономики.
Заключение.
В итоге можно отметить, что созданное Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.
После крушения СССР и мировой системы социализма некоторые идеологи политики США и западноевропейских стран пытаются создать видимость связи между крушением социализма и «ошибочностью» марксизма. Между тем, никаких доказательств неправильности или ложности марксизма не представлено, а прямая связь между крушением СССР и социалистической системы и учения Маркса и Энгельса отсутствует.
Следует также отметить, что в экономической теории Маркса и Энгельса нет ответов на многие проблемы современности, поскольку во времена когда жили Энгельс и Маркс не было активной глобализации, общества потребления и идеи постиндустриального общества. Однако это не снижает ценность исторических, экономических и философских их работ, которые могут быть полезным первоисточником и методологической основой для изучения проблем современной экономики.
Список литературы
1. http://www.coolreferat.com/
2. http://metafilosofi.narod.ru/
3. http://otherreferats.allbest.
4. http://otherreferats.allbest.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%
6. http://filosofij.ucoz.ru/
5