Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:19, реферат
1.Научная парадигма и ее сущность
2. Наука в средневековом обществе
Схоластика (от лат. -- школьный), оформившаяся в IX--XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
Важными остаются вопросы
о соотношении разума и веры, науки
и религии. Соотношение философии
и теологии истолковывается неоднозначно.
Ансельм Кентерберийский (1033--1109) считает,
что истины, добытые разумом, но противоречащие
авторитету Священного писания, должны
быть забыты или отвергнуты. Абеляр
(1079-- 1142) стремится к четкому
Для Средневековья
была характерна борьба между номинализмом
и реализмом, которая касалась существа общих понятий -- «универсалий».Соотв
Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая -- с естественным разумом.
Арабский философ, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-- 1198) -- автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме.
Знаменитый ученый Альберт Великий (1193--1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты.
Для Роджера Бэкона (ок. 1214--1294) существовали три основных способа познания: авторитет, - рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».
В учении Фомы Аквинского (1225--1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
Интересны представления
о процессе познания, развиваемые
английским философом и логиком
Оккамом (ок. 1285--1349). Он был уверен в независимости
научных истин от богословия, их тесной
связи с опытом и опорой на разум. Чувственное
познание имеет дело с единичными предметами.
Однако оно теряет характер их точного
воспроизведения. «Представление как
таковое есть состояние или акт души и
образует знак для соответствующей ему
внешней вещи». Следовательно, в душе мы
находим знак для соответствующего ему
явления во внешнем мире. Оккам различает
интуитивное знание, связанное с восприятием
и переживанием единичной вещи, и абстрактное
знание, которое способно отвлекаться
от единичного. Известный принцип Оккама
(«бритва Оккама»), гласящий, что «не следует
множить сущности без надобности», вошел
в сокровищницу человеческой интеллектуальной
мысли, означает, что каждый термин обозначает
лишь определенный предмет. Образование
понятий у Оккама обусловлено потенцией
-- устремлением человеческой души на предмет
познания. Его учение о понятиях называется терминизм. Естестве
К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.
Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования.
В XIII--XV вв. усилился
интерес к естественнонаучным идеям
и исследованиям. Значительную роль
в развитии и распространении
естествознания сыграла Оксфордская
школа, представлявшая объединение
философов и ученых и существовавшая
при Оксфордском университете. Главная
роль в становлении школы
Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг вопросов критики, математики (собственно, геометрии), астрономии. В своих работах он высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа (resolutio) устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от нее, уже дедуктивно (compositio) выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации.
В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими формальными «метафизическими» принципами. Один из них -- принцип единообразия (uniformity) природы он использовал в качестве принципа самого физического объяснения. Второй -- принцип экономии (lex parsimoniae), заимствованный у Аристотеля: если одна вещь более доказана из многих предпосылок, а другая вещь -- из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.
Гроссетест в попытке выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходя из идей Аристотеля, изменяет понятие причины и механизм причинного действия. Четыре аристотелевские причины он заменяет двухполюсной причинно-следственной цепочкой. Фундаментальность этой схемы для всего последующего развития физического мышления непреходяща.
Необходимо напомнить, что обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу.
Основные достижения Оксфордской школы связаны с научной деятельностью членов Мертонского колледжа при Оксфордском университете. Важное место среди них занимает Фома Бродвардин, который пытался выработать математический способ описания движений тел посредством придания физическим процессам количественных показателей. А его ученики -- Ричард Киллингтон, Ричард Суиссет (Су-айнсхед), Уильям Хейтесбери и Джон Дамблтон, так называемые «калькуляторы», стремясь объединить физику Аристотеля и учение о пропорциях Евклида, пытались создать единую систему «математической физики», основанной на возможности арифметико-алгебраического выражения качества. В работах калькуляторов формировались такие понятия математики, как переменная величина, логарифм, дробный показатель, бесконечный ряд.
Реализация идей
опытной науки еще оставалась
вопросом будущего. В частности, проведение
экспериментов предполагало создание
соответствующей
Изменяется роль
человека в мире. Зарождается новый
тип мышления. Происходит постепенная
смена мировоззренческой
Как идейно-культурное
движение сформировался гуманизм. Возникают
предпосылки для создания новых
научных направлений в