Философия Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

На заре христианской эры философия погрузилась в глубокий сон. Схоластика, в основу которой легло учение Аристотеля и догматы церкви – вот порождение этого сна.

Содержание работы

Введение
Краткая характеристика эпохи, в которой жил философ.
Краткие биографические факты и факторы, которые повлияли на становление философа.
Основные труды Ницше.
Взгляды философа на познание, воспитание и образование.
Цитаты, отрывки из работ, которые применили в современности и почему?

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия Ницше.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Могилевский Государственный Университет

им. А.А. Кулешова»

 

 

 

Контрольная работа по предмету Философия

 

 

Тема: Философия Ницше.

 

 

 

Выполнила: студентка-заочница I курса, группа А педагогического факультета Воропаева Кристина Викторовна

 

Проверила: доцент кафедры философии Гарина В.Н.

 

 

 

 

Могилев, 2011 г.

 

Содержание:

Введение

  1. Краткая характеристика эпохи, в которой жил философ.
  2. Краткие биографические факты и факторы, которые повлияли на становление философа.
  3. Основные труды Ницше.
  4. Взгляды философа на познание, воспитание и образование.
  5. Цитаты, отрывки из работ, которые применили в современности и почему?

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

На заре христианской эры философия погрузилась в  глубокий сон. Схоластика, в основу которой легло учение Аристотеля и догматы церкви – вот порождение этого сна.

В XVII веке, с  появлением Декарта, провозгласившего знаменитое "Cogito ergo sum" (Мыслю, следовательно  существую), философия пробудилась  от средневековой дремы. Наступила эпоха Просвещения. С этих пор познание основывалось на разуме.

Однако Декарт разбудил не только схоластов, но еще  и английских мыслителей, которые  вскоре отозвались на его требование рациональности настойчивым утверждением того, что наше знание основывается не столько на разуме, сколько на опыте. Своим усердием эти британские эмпирики, сами того не желая, разрушили представление о главенстве разума, сведя процесс познания к серии постепенно ослабевающих ощущений.

Философия была в опасности. И тогда, в середине XVIII века, от догматического сна пробудился Кант, создав еще более усыпляющую философскую систему, чем та, которая способствовала схоластическому коллапсу. Философия словно бы стремилась уподобиться легендарному Рипу ван Винклю.

Гегель отреагировал на это созданием своей собственной  фундаментальной системы. Шопенгауэр решил дополнить ее, привив кантианству  бесчувственность восточной философии, что привело к пробуждению  молодого Ницше.

Ницше принял вызов, отныне его оригинальная, но лишенная системы философия была призвана тормошить дремлющее человеческое сознание еще долгие годы.

Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

 

1. Краткая характеристика эпохи, в которой жил философ.

 

Время, в которое  жил Фридрих Ницше, было очень  сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немцам и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен.

Эпоха Ницше:

- 1850 – Шопенгауэр публикует "Эссе, афоризмы и максимы", работу, которая довольно поздно принесла ему публичное признание.

- 1853-1856 – Крымская война.

- 1856 – Год рождения Фрейда.

- 1860 – Бурхард публикует работу "Эпоха Возрождения в Италии". Смерть Шопенгауэра.

- 1861-1865 – Гражданская война в Америке.

- 1865 – Первое исполнение Вагнером произведения "Тристан и Изольда".

- 1870-1871 – Франко-прусская война определяет равновесие сил в Европе в пользу Германии.

- 1875 – Первое исполнение оперы Визе "Кармен".

- 1876 – Открытие дома оперы Байрете для представления произведений Вагнера.

- 1882 – Первое исполнение "Парсифаля" Вагнера.

- 1883 – Смерть Вагнера.

- 1889 – Год рождения Виттгенштейна.

- 1896 – Золотая лихорадка.

- 1900 – Фрейд публикует труд "Толкование сновидений".

 

  1. Краткие биографические факты и факторы, которые повлияли на становление философа.

 

Родился Ф. Ницше в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849).

Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контреформации.

Во время обучения в  гимназии проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени Ганса фон Бюлова за своё фортепианное сочинение «Манфред размышляющий» и Вагнера за пьесу «Отзвук новогодней ночи».

В 1864-1869 годах Ницше изучал теологию и классическую филологию  в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с  сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся три года. Когда началась Франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве — Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней, в частности дифтерию и дизентерию.

Ницше был блестящим студентом  и приобрёл прекрасную репутацию  в научных кругах. Благодаря этому  он уже в 1869 году в возрасте 25 лет  получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870—1871 гг. он проработал там около 10 лет. В это время Ницше являлся гражданином мира, поскольку в самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые  головные боли, которые он лечил  опиатами, проблемы с желудком). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих  причину болезни. Среди них —  плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание сифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года.Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Ницше обычно причисляют к  философам Германии. Современного единого  национального государства называемого Германией на момент его рождения еще не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.

 

3. Основные труды Ницше.

 

Исследователи философии Ницше выделяют три  периода развития его философии: первый или ранний (с 1871 г. по 1876 г.), когда  были написаны: «Рождения трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Несвоевременные размышления»; второй или средний  период (с 1877 г. по 1881 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) «Утренняя заря» (1881г.); и третий период (1882 – 1889 г.г.) «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» (три книги 1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.).

В первый период на философию  Ницше большое влияние оказала  философия немецкого философа первой половины ХIХ века Шопенгауэра и  музыка и эстетика современного Ницше  немецкого композитора Р.Вагнера. Шопенгауэр представил мир явлений  как объективировавшуюся волю, создающую мир для эстетического и этического самопознания. Ницше берёт этот принцип. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Изучая греческую культуру, Ницше стремиться проследить многие закономерности культуры: этапы, гармонию и дисгармонию, отражение в искусстве как художественную целостность.

В культуре, по Ницше, мировая  воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Так же Еврипид разрушил древнегреческую трагедию, отойдя от мифа и целостного отражения в нём мира к рационально-психологическим приемам. То есть, по Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности.

На втором этапе развития философии Ницше, его иррационализм  ещё больше усиливается. На Ницше  большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, как у Гегеля или Фихте, но определённая логика в его философии была.

Основополагающим понятием выступает «становление» как  не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного  круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля.

Центральным понятием философии  Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа.

Философские труды Ницше  написаны не в форме сухих трактатов, а высоко художественно, афористично, парадоксально, отличным языком, что сразу же привело к его популярности и известности. 

Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские  направления в XX веке развивались  под влиянием  его идей и предсказаний. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой философии Ницше. Его философию считали предвестницей потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведёт к появлению сверхчеловека.

Человек только переход к  сверхчеловеку. Сверхчеловек – главная  цель развития человечества. Сверхчеловек – личность, стоящая по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек станет носителем новой морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль является моралью рабов. Новая мораль утвердится порождением сверхчеловека, новой расой – расой господ, новой аристократией, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Учение о воли к власти, о сверхчеловеке как высшем существе, стоящим по ту сторону добра и зла, учение о новой морали – сердцевина и сущность всей философии Ницше. Их неё не выкинешь ни единого слова. Его философия, несмотря на ряд противоречий и неоднозначных высказываний, имеет такое ядро, которое представляется логически выстроенным, продуманным и направленным против общепринятых ценностей и норм морали. Ницше и называл себя первым амморалистом в истории, то есть человеком, который объявил всю прежнюю культуру, мораль и религию заблуждениями.

Информация о работе Философия Ницше