Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:19, контрольная работа
На заре христианской эры философия погрузилась в глубокий сон. Схоластика, в основу которой легло учение Аристотеля и догматы церкви – вот порождение этого сна.
Введение
Краткая характеристика эпохи, в которой жил философ.
Краткие биографические факты и факторы, которые повлияли на становление философа.
Основные труды Ницше.
Взгляды философа на познание, воспитание и образование.
Цитаты, отрывки из работ, которые применили в современности и почему?
Заключение
Список использованной литературы
Даже использованный Ницше образ персидского мыслителя Заратуштры («Так говорил Заратустра») после разъяснения Ницше не выглядит случайным. Чтобы было понятным парадоксальное решение Ницше вложить в уста Заратустры свои мысли, прямо противоположные всему учению исторического Заратуштры, Ницше пишет: «Меня не спрашивали, меня должны были бы спросить, что, собственно, означает в моих устах, устах первого имморалиста, имя Заратустры: ибо то, что составляет огромное, единственное значение этого перса в истории, является прямой противоположностью мне. Заратустра первый увидел в борьбе добра и зла истинное колесо в движении вещей, - перенесение морали в метафизику, как силы, причины, цели в себе, есть его дело». «Заратустра создал это роковое заблуждение, мораль: следовательно, он должен быть первым, который познает его».
«Вся история есть не что
иное, как экспериментальное
Ницше прав в своей критике лицемерия и ханжества существующих форм морали, особенно христианской морали. Но Ницше не прав в отбрасывании общечеловеческих норм морали и ценностей, особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не лги».
Мораль – враг естества, направлена против инстинктов жизни и самой жизни. Поэтому мораль противоестественна. Она осуждает жизнь. Ницше имеет в виду, прежде всего, христианскую мораль, названную им «моралью рабов». Ницше опирается на положения философии Шопенгауэра: «как отрицание воли к жизни – эта мораль есть инстинкт декаданса». То есть упадка.
Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения».
Ницше выступает не просто с позиций имморализма, но и антигуманизма, когда говорит: «…именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрёл ад, последний сделался небом на земле». «О, братья, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё подтолкнуть!». «…В ком же, однако, величайшая опасность для будущих людей! …вред добрых людей есть самый вредоносный вред». «Добрые всегда были началом конца. …Разбейте добрых и справедливых… во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!».
В дискуссиях по
философии Ницше часто
Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим веком, когда писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких… войнах…».
Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые задержали процесс объединения Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и культуры, проявлявшийся в росте алкоголизма, кризисе семьи. Но выход из него представлял со своих антигуманистических позиций. Мечтал о времени, в котором один народ хотел быть господином над другими народами. Выход из кризиса семьи видел в полном подчинении женщины мужу. Он рассматривал демократию как проявление упадка. Демократия, действительно, в двадцатом веке пережила глубокий кризис, явилась ступенькой прихода к власти тоталитарных режимов в Италии, в Германии. Демократия как форма политической власти содержит массу изъянов, но именно западные демократии обеспечили эволюционный путь развития общества и становление гражданского общества.
Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.
Взгляды Ницше противоположны взглядам Владимира Соловьёва: «…не щади своего ближнего! Человек есть нечто, что должно быть побеждено». «Побеждай самого себя ещё и в своём ближнем». «Кто не может приказывать, тот должен повиноваться». «Поэтому, о, братья мои, нужна новая аристократия, которая будет противником всякой черни и всякой демократии…, ибо, братья мои, лучшее должно господствовать, лучшее и хочет господствовать». «Ныне именно мелкие люди сделались господами; все они проповедуют покорность и примирение». «Человеческое общество, это лишь попытка – так учу я – долгое искание; но оно ищет повелителя!». «Человеку нужно ещё худшее, чтобы он сам стал ещё лучше и злее».
На философию
Ницше могут опереться
Приведённые положения
философии Ницше – это
Произведения Ф.Ницше.
1) Юношеские произведения:
- «Из моей жизни» (1858);
- «О музыке» (1858);
- «Наполеон III как президент» (1862);
- «Фатум и история» (1862);
- «Свободная воля и фатум» (1862);
- «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (1863);
- «О настроениях» (1864);
- «Моя жизнь» (1864).
2) Основные произведения:
- «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871);
- «Несвоевременные размышления» (1872—1876);
- «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873);
- «О пользе и вреде истории для жизни» (1874);
- «Шопенгауэр как воспитатель» (1874);
- «Рихард Вагнер в Байройте» (1876);
- «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878);
- «Смешанные мнения и изречения» (1879);
- «Странник и его тень» (1880);
- «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881);
- «Весёлая наука» (1882, 1887);
- «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—1887);
- «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886);
- «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887);
- «Казус Вагнер» (1888);
- «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»;
- «Антихрист. Проклятие христианству» (1888);
- «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888);
- «Воля к власти» (1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей», о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).
3) Прочие произведения:
- «Гомер и классическая филология» (1869);
- «О будущности наших образовательных учреждений» (1871—1872);
- «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (1871—1872);
- «О пафосе истины»;
- «Греческое государство»;
- "Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой;
- «Гомеровское соревнование»;
- «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (1873);
- «Философия в трагическую эпоху Греции»;
- «Ницше против Вагнера» (1888);
- «Размышления в домашнем халате».
4. Взгляды философа на познание, воспитание и образование.
Фридрих Ницше
специально занимался вопросами
воспитания, оставив после себя сборник
докладов "О будущем наших образовательн
Ницше выделял проблему элитарного воспитания — талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важным условием успеха называл руководство таланта гениальным наставником (особенно на высшей ступени образования).
Относительно познания можно привести следующий тезис философа. Ницше утверждает, что становящийся мир непознаваем. «Наш аппарат познания, выработанный в ходе эволюции, предназначен не для познания, а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Необходимость ориентироваться в «сутолоке чувственных впечатлений» и предвидеть их течение заставляет нас искать постоянство в окружающем мире, облекая его в устойчивые формы.»
5. Цитаты, отрывки из работ, которые применили в современности и почему?
- "Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов..."
По ту сторону добра и зла, 108
- "Лучшее лекарство от любви – это все же освященное веками средство: любовь возвращается."
Утренняя заря, Книга 4, 415
- "Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь."
Человеческое, слишком человеческое, отдел 9, 483
- "Лица, которые воспринимают какую-либо вещь до последней ее глубины, редко остаются ей верными. Они ведь вынесли глубину на свет; и тогда в ней всегда обнаруживается много худого."
Человеческое, слишком человеческое, 489
- "И самый мужественный из нас лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает."
Сумерки идолов, изречения и стрелы, 2
А вот одно из
наиболее трезвых предписаний
- "Что делает героическим? Одновременно идти навстречу своему величайшему страданию и своей величайшей надежде.
Во что ты веришь? В то, что все вещи должны быть наново взвешены.
Что говорит твоя совесть? "Ты должен стать тем, кто ты есть".
В чем твои величайшие опасности? В сострадании.
Что ты любишь в других? Мои надежды.
Кого называешь ты плохим? Того, кто вечно хочет стыдить.
Что для тебя человечнее всего? Уберечь кого-нибудь от стыда.
Какова печать достигнутой свободы? Не стыдиться больше самого себя."
Веселая наука, 268-275
- "«Человек зол», – так говорили мне в утешение все мудрецы. Ах, если бы это и сегодня было еще правдой! Ибо зло есть лучшая сила человека.
«Человек должен становиться все лучше и злее», – так учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека.
Могло быть благом для проповедника маленьких людей, что страдал и нес он грехи людей. Но я радуюсь великому греху как великому утешению своему."
Так говорил Заратустра, часть 4,
О высшем человеке, 5
- "«Вещь в себе» – бессмысленное понятие. Если лишить вещь всех отношений (связей), "свойств" (качеств), всех "энергий", от нее ничего не останется. Вещность была придумана нами для того, чтобы приспособиться к требованиям логики. Иначе говоря, это было сделано с целью определения ее границ и связей. (Для того чтобы связать в одно целое множество связей, свойств и энергий.)"
Воля к власти, 558
- "Необходимость существования христианского идеала – наиболее желанная вещь даже для тех идеалов, которые находятся в стороне или даже выше ее: ведь им нужны противники, сильные противники, если они сами хотят стать сильными."
Воля к власти, 361
- «В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой».
- «Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом».
- «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя».
- «Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов».
- «В каждой религии религиозный человек есть исключение».
- «Церковь — это род государства, притом — самый лживый».
Заключение
"Грядут войны, каких на ещё земля не видала. С меня начинается на земле великая политика... Я человек судьбы." Так определяет своё место в философии Фридрих Ницше. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра.