Философия нового времени и его исторические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:34, доклад

Описание работы

Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

Содержание работы

1.Введение
2. Эмпиризм и его сторонники. Френсис Бэкон
«Юридическое» мировоззрение Гоббса и Локка
3. Рационализм и его сторонники. Рене Декарт
4. Субъективный идеализм Беркли
5. Агностицизм Юма
6. Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ -Новое время.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. В.И. РАЗУМОВСКОГО

(ГОУ  ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского») 
 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    РЕФЕРАТ

                                                 по ФИЛОСОФИИ

на тему: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка

                                                                          Лечебного факультета,

                                                                  1 курса, 7 группы

                                                             Мигунова Д.С.

    Проверила: Живайкина А.А. 
 
 
 

                                          Саратов 2010

                                      Содержание 

1.Введение

2. Эмпиризм и его сторонники. Френсис Бэкон  

 «Юридическое»  мировоззрение Гоббса и Локка

3. Рационализм и его сторонники. Рене Декарт

4. Субъективный  идеализм Беркли

5. Агностицизм  Юма

6. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              1. Введение

     Европейскую философию XVII века условно принято  называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального  развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция  переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации  оказывается надолго отброшенной  с переднего края общественного  развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические  формы. Расхождение между силой  власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия  для человека становятся случайными.

     Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и  абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение  человека окончательно потеряло былую  цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев  осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый  тип сознания, для которого бытие  открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и  одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое  распространение в это время  получает драматическое искусство.

     Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Эмпиризм и его сторонники. Френсис Бэкон

              Эмпиризм как течение в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в Италии и Нидерландах, но окончательное оформление получает в Англии

     Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

     Родоначальником английского эмпиризма и материализма Нового времени был Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) (1561–1626), барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, английский государственный деятель, эссеист и философ.

Умозрительной схоластике Бэкон противопоставил  концепцию «естественной» философии, основанной на опытном познании. Схоластика, по его мнению, бесплодна как монахиня, посвятившая себя богу. Вместо плодов она приносит шипы и чертополох пустопорожних  споров. Но если схоластика бесплодна и вредна, то союз философии с естествознанием есть «законное супружество, которого необходимо добиваться всеми силами».

     Для реформы науки и развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться  правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками:

     1) идолы рода, имеющие основание  «в самой природе человека, племени  или в самом роде людей, ибо  ложно утверждать, что чувств  человека есть мера вещей»;

     2) идолы пещеры есть «заблуждения  отдельного человека», обусловленные  «малым миром», «пещерой» индивида;

     3) идолы площади проистекают из  взаимного общения людей;

     4) идолы театра, которые вселились  в души людей из разных догматов  философии, а также из начал  и аксиом наук.

     Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией  является тщательно разработанное  учение о методе.

     Бэкон не только заложил основы материалистического  понимания природы, но и дал обоснование  индуктивному методу как движению мысли  от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение  Бэкон излагает аллегорическим способом.

     По  его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и  пчелы. «Путь паука» представляет собой  попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении  к фактам. «Путь муравья» - это  узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют  их обобщать. Истинным является «путь  пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей»  и свободен от недостатков каждого  из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может  быть верным руководителем на дороге к истине.

     Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и  обеспечивает изучение самой материи  и законов ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

     Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные»  и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых — принесение непосредственной пользы человеку, светоносными — те,  цель   которых   не   непосредственная   польза,  а познание законов явлений и свойств вещей. Недостоверность известного доселе знания обусловлена, по Бэкону, ненадежностью умозрительной формы умозаключения и доказательства.

     Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами  и хозяевами природы. Однако степень  господства человека над природой зависит  от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают». Бэкону принадлежит  знаменитый афоризм: «Знание - сила», в  котором выражена практическая направленность науки. 

       «Юридическое» мировоззрение Гоббса и Локка

           Новый стиль философствования, где бы его не применяли - в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Новации шли рука об руку с ясными и разумными началами познания. Показательна в этом смысле выработка нововременного юридического мировоззрения. В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в признании всех людей в юридическом отношении равноправными: "Перед законом все равны". Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс и Джон Локк.

          На первый взгляд, идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственными и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурдной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родится больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди равны по своим возможностям, но и это не подтверждается практикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии было принято и имело в деле становления демократического и справедливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого положения? Каким образом оно было достигнуто?

          Положение о равенстве людей является ценностью, которую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чувственных представлений. Первоначально она возникла в качестве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэтому гипотеза стала восприниматься как закон общественной жизни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и является. Выходит, что юридическое равноправие выражает важнейшую сторону общественной жизни людей, демократического общества, забвение этого закона разрушает саму целостность общества.  
 
 
 
 
 

          3. Рационализм и его сторонники. Рене Декарт

          Рационализм, связанный главным образом с развитием математики, зародился еще в Древней Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное течение в гносеологии только в XVII в.

          Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума.

          Родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт (Descartes, Rene) (1596-1650). Этот французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Средневековья.

     Декарт  выступает как творец дуалистической философии, автономной от религиозных  предпосылок. Он ставил перед собой  задачу создать философию заново, утвердив ее на незыблемых основах  несомненного знания. Основой для  преобразования философии Декарт считал математику, которой должны быть подчинены  все науки.

     Представляя мир как творение бога, Декарт отрицал  единство мира и утверждал, что мир  состоит из двух самостоятельных  независимых субстанций: духовной и  материальной. Поскольку же в качестве исходного пункта философии берется  не бытие, а мышление, то Декарт склоняется к идеализму.

     Философия для Декарта предстает основой  всех наук, в фундаменте которой  находится метафизика. Раскрывая  систему философского знания, Декарт писал: «Вся философия подобна дереву, корни которого -метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Все знание - от метафизики до этики - строится единым методом рационального рассуждения, подобного геометрическому.

Информация о работе Философия нового времени и его исторические лица