Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 12:27, контрольная работа
Философия Нового времени исторической предпосылкой своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI-XVII ст., становления экспериментального природоведения.
Главное свое задание философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания. На этой основе формируются в философии два противоположных направлений: рационализм и эмпиризм.
Внутренний ход развития новой философии легко рассмотреть. Философия этого периода стремится познать вещи усилиями человеческого разума и поэтому берет своё начало, твердо веря в возможность такого проникновения, полностью доверяя этим силам; она берёт за основу это предположении и поэтому, основной способ ее обоснования, носит характер догматизма. Так как она предполагает познание, то делает своим объектом природу вещей, независимо от условий познаваемости, и основная её задача - объяснение явлений, в том числе духовных, из сущности природы: поэтому её основное направление имеет характер натурализма.
Но истинная познавательная способность должна быть только одна, как и истинное познание вещей. А человеческий разум состоит из двух способностей, посредством которых мы себе представляем вещи. К ним относятся чувственность и ум, сила восприятия и сила мышления. Поэтому вместе с началом новой философии уже возникает спор между противоположными направлениями познания, который не парализуется общностью задачи и предположения, а скорее вызывается ею.
Вопрос №2
Определить основные структурные элементы мировоззрения. Каковы между ними взаимосвязи?
Термин «мировоззрение» появился лишь в конце XVIII века и введен был немецким философом Иммануилом Кантом.
В переводе с немецкого «Weltanschauung», означает «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в.
И. Кант, пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»11.
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а сложное взаимодействие.
Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, престают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.12
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы.
Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настоя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку, например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим, имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.13
Чтобы понять сущность мировоззрения,
а потом определить и его возможности,
следует развести родственные понятия «мироощущение»,
«мировосприятие», «миропредставление»,
«миропонимание» и «мировоззрение».
Мироощущение является самым первоначальным
элементом, соединяющим субъект человека
и объект мир. По определению мироощущение,
то это пассивное,
контактное освоение мира в форме эмоционального
окрашенных ощущений без претензий на
целостный характер. Оно представляет
собой как бы превращение энергии внешнего
раздражителя в факт сознания. Это тот
мостик, благодаря которому данности окружающего
мира проникают в человеческую субъективность.
Мироощущение достаточно динамично, представлено
многообразием и перепадом чувств и настроений.
Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»14.
Вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию это - мировосприятие.
Мировосприятие - категориально-
Высшей ступенью мировоззренческого освоения мира является, миропонимание. Это познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека, т.е. это совокупность описаний образов, присутствующих в мировоззрении, то оно также может быть представлено в модификациях: первый — «Я-центричный» и второй — Богоначальное миропонимание.
В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприятие достаточно подвижные образования. Чувства тревоги, неуверенности и подавленности при достижении поставленной цели могут достаточно быстро перейти в ощущение радостного и оптимистичного настроя.
Многочисленные вариации в мироощущении и мировосприятии возможны вследствие того, что в этих структурах отражается качественное многообразие мира, помноженное на своеобразие и уникальность субъекта восприятия.
Миропредставление - вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Миропредставление - это мировосприятие через понимание и ощущения.
Миропредставление человека формируется через знания, чувства, эмоции, мышление, наблюдения, опыт, анализ, выводы, настроение, самочувствие и т.д.
В формировании миропредставления необходимы знания естественные, социально-исторические, технические, философские, житейские.
Этот элемент мировоззрения имеет огромное практическое значение, влияя на благополучие, поведение, быт, интересы, цели, образ жизни, отношения людей.
Каждое из них – это особое отношение к миру, обусловленное его возможностями и теми задачами, которое оно решает в исследовательской практике человека.
Первые три понятия являются формами чувственного уровня освоения мира с ориентиром на приобретение эмпирического опыта.
Эмпирический опыт переводится в информацию полного или неполного освоения объекта нашего интереса. От ощущения через восприятие к представлению - таков путь формирования чувственного образа объекта нашего внимания.
Поэтому мироощущение – это пассивное, контактное освоение мира в форме эмоционального окрашенных ощущений без претензий на целостный характер. Что касается мировосприятия, то это то же контактное освоение объекта внимания в форме его чувственного образа, но демонстрирующего не часть, а целое, весь объект интереса. И, наконец, миропредставление является бесконтактным, но чувственным образом объекта интереса в условиях отсутствия реального объекта. Другими словами, образ миропредставления складывается на базе памяти, как одного из структурно организованных элементов психики.
Если мироощущение можно рассматривать, как первый шаг освоения объекта интереса на феноменальном уровне, который обеспечивает предпосылочное знание, то мировосприятие претендует на целостное освоение объекта. Оно обеспечивает гносеологическое тождество объекта и его глубинного образа, который сохраняет свою субъективность. Что касается миропредставления, то это третий и последний шаг освоения объекта внимания на феноменальном уровне. Он уже включает элементы формализации образа, абстрагирования от несущественных сторон и второстепенных признаков исследуемого объекта. О формализации и абстрагировании «позаботилась» память, сохранив и выдав только ту информацию, которая обеспечила адекватный образ объекта внимания.
Поскольку мир явления «каким он нам открывается, является» и мир сущности, т.е. его действительная сущность, не совпадают, то, стало быть, возникает необходимость дополнить чувственный уровень освоения, познания мира возможностями и качеством рационального уровня. Основу рационального уровня познания мира составляют понятие, суждение и умозаключение. Понятие является претензией на образ сущности объекта внимания. Суждение несет в себе оценку этого объекта, его аксиологическую интерпретацию, которая обеспечивает логическое умозаключение с претензией на открытие сущности объекта познания. Интегративной формой выражения понятия, суждения и умозаключения выступает миропонимание.
Соединение чувственного и рационального уровней, эмпирического и логического обеспечивает миропонимание. Миропонимание, с помощью философских категорий определенности, обусловленности и целостности, включает механизм упорядочения информации о мире. Являясь особой формой освоения мира через систему гносеологического отношения субъекта исследовательской практики к объекту, миропонимание заявляет о себе как определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а, стало быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.
Замыкает структуру мировоззрения мироотношение,
т.е. психологическая установка на то или
иное отношение индивида к миру.
Все три
формы - мироощущение, мировосприятие
и миропредставление - обеспечивают чувственный
уровень познания мира, но только в случае
осуществления принципа «дополнительности»,
когда от первого шага освоения мира зависят
возможности второго шага, без которого
не состоится третий шаг, завершающий
процесс познания мира на феноменальном
уровне «каким мир нам является».
Миропонимание, не претендуя на самодостаточность и самоценность, выступает базовым основанием мировоззрения; миропонимание человека всегда несет в себе невосполнимую информационную потерю, которая может обернуться неточностью или заблуждением.
Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.
СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ
1 . Александров, История западноевропейской философии. - М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1946
2. Виндельбанд В, История философии. - Киев: «Ника-Киев», 1997
3. Введение в философию. - М., 1989
4. Вундт В., Введение в философию. - М.: «Черо», «Добросвет», 2001
5. И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764., Соч. 6 т. М., 1964. - т.2.
6. Кант И. Сочинение в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.
7. Рассел Б., История западной философии. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003
8. Соколов В.В. Европейская философия XVI-XVII в.в. – М.: Наука, 2001
9. Учебник для высших учебных заведений «Введение в философию». Авторский коллектив: Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С., Гайденко П.П., Келле В.Ж., Козлова М.С., Лекторский В.А., Мотрошилова Н.В., Степин В.С., Соловьев Э. Ю., Швырев В.С., Юдин Б.Г.
10. Человек и общество: Учебник. Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2003
11. Философский энциклопедический словарь - М.: ИНФРА-М. 1999
12. Фишер К., История новой философии. - М.: Издательство АСТ, 2003
1 Вундт В., Введение в философию. - М.: "Черо", "Добросвет", 2001, стр. 144
2 Фишер К., История новой философии. - М.: Изд-во АСТ, 2003. С. 27-28
3 Виндельбанд В., История философии. - Киев: "Ника-Киев", 1997,стр. 331
4 Александров, История западноевропейской философии. - М., Л.: И-во Академии наук СССР, 1946,стр. 271
5 Фишер К.: История новой философии. И. Кант и его учение, стр. 17
6 Виндельбанд В., История философии. - Киев: "Ника-Киев", 1997,стр. 370-371
7 Рассел Б., История западной философии. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003,стр. 841
8 Вундт В., Введение в философию. - М.: "Черо", "Добросвет", 2001,стр. 225
9Рассел Б., История западной философии. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003,стр.631
10 Виндельбанд В, История философии. - Киев: "Ника-Киев", 1997,стр. 422
11 И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. – стр.204
12 Введение в философию. - М., 1989. - стр.23
13 Учебник для высших учебных заведений «Введение в философию». Авторский коллектив: Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С., Гайденко П.П., Келле В.Ж., Козлова М.С., Лекторский В.А., Мотрошилова Н.В., Степин В.С., Соловьев Э. Ю., Швырев В.С., Юдин Б.Г. - стр. 23
14 Кант И. Сочинение в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. срт. 499.
Информация о работе Философия Нового времени. Общая характеристика