Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени.
2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени.
3. Философия французского Просвещения XVIII века

Файлы: 1 файл

моя готовая работа.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

                                 Введение.

Новое время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и  постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа  производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась  как огромный механизм, а человек  как инициативный и деятельный работник.

Основной темой философии  Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному  трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали  во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что  основным источником достоверного знания является знание. Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.

XVIII век вошел в историю  как век Просвещения. Унаследованная  от Локка и Лейбница идея  перестройки жизни на разумных  основаниях была подхвачена рядом  мыслителей Англии, Франции, Германии  и других европейских стран.  Эта перестройка мыслилась как  результат распространения положительных,  практически полезных знаний  о природе и обществе среди  широких кругов образованных  людей.

 

 

 

1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени.

Начиная с XVII в. бурно развивается  естествознание. Потребности мореходства  определяют развитие астрономии; строительство  городов, кораблестроение, военное  дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел  ртутный барометр и воздушный  насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон  всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие  химического элемента. Английский физик  У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его  роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного  права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).

Такое развитие науки не могло не оказать воздействия  на философию своего времени. В философии  происходит решительный разрыв со схоластикой  и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и  давления церкви возникает учение о  всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Для философии Нового времени  характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как  век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему  судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется  новая, так называемая просветительско-модернистская  философская парадигма.

В эту эпоху формируется  вера в безграничные возможности  разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог  бы исследовать и понять. Наука  не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых  ценностей роль науки. Наука не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного  времяпровождения, не ради любви к  дискуссиям и не ради того, чтобы  прославить свое имя. Она должна нести  пользу человеческому роду, увеличивать  его власть над природой.

Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление  о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни  ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит "очищение" философии от гуманистической  ориентации, направление ее на "чистую" (без специфически человеческого, социального  аспекта), объективную природу.

Стремление философов 17 в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой  философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и  методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного  духа. Это создало предпосылки  для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.

Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное  знание как главное средство достижения новых, практически действенных  истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С  другой стороны, в развитии науки  этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие  к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.

Лидером естествознания в  Новое время, благодаря научной  революции 16 - 17 вв., стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых  непосредственно или с помощью  инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние  на формирование новой картины мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая  и метафизическая картина мира. Все  явления природы трактуются как  машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое движение. Распутывание этого хаоса и его трансформация в космос происходит уже спонтанно в соответствии с закономерностями механического движения и подчинено жесткой однозначной детерминации. Бог становится внешним "щелчком" по отношению к созданному им миру. Такое понимание мира отличает естествознание нового времени не только от античной и средневековой науки, но и от натурфилософии ХУ-ХУ1 вв., рассматривавших понятия "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать органицизмом).

Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение  ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно  согласовывать свои представления  и умозрения с данными и  методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат  к числу главных трудов, в которых  сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии.

Таким образом, если в средние  века философия выступала в союзе  с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и стиль мышления, и принципы, и методы, и идеалы, и ценности.

Крупными философами в  Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс  и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпиризм и  рационализм – главные направления  философии Нового времени.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость  – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они  могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум –  высший судия. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике  и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Полемика между эмпиризмом и рационализмом была весьма плодотворной для развития философского знания, обретения им нового социального  статуса.

 Эмпиризм представлен,  в основном, английским естественнонаучным  материализмом, а рационализм  был популярен в континентальной  Европе, во Франции и Германии.

Свои требования к методу познания классик философии Нового времени Ф. Бэкон выражает в форме  иллюстрации особенностей работы муравья, паука и пчелы:

  • «Путь муравья» – это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления;
  • «Путь паука» – метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания;
  • «Путь пчелы» – метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.

 Ни один из этих  путей, сам по себе, не приведет  к успеху: истинное знание есть  результат правильного сочетания  разума и чувств.

 Бэкон предложил оригинальную  классификацию наук, в основу  которой положил различие познавательных  способностей:

 Памяти соответствует  наука истории, которую Бэкон  понимает как собирание фактов;

 Рассудку соответствуют  теоретические науки или «философия»  в широком смысле слова, включающая  в себя: соответственно философию;  философию природы; философию  человека; естественную теологию  или косвенное познание Бога  через факты и гражданскую  философию и политику.

 Воображению соответствует  поэзия, литература, искусство вообще.

 Союз опыта и рассудка  является базой индукции –  метода познания природы в  границах разделения целого на  части и последующего их изучения. Следуя в направлении от единичного к общему, исследователь должен исключать отрицательные суждения и накапливать положительные. Последние являются предпосылкой закономерности исследуемого объекта.

 Таким образом, главным  методом развития науки Ф. Бэкон  считал индукцию, опирающуюся на  опыт, полученный в результате  наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опытное знание и недооценивал роль теории.

 Пытаясь соединить  элементы эмпиризма и рационализма  в единую методологическую систему,  последователь Бэкона Томас Гоббс прибегает к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу, обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Хотя анализ и синтез взаимосвязаны, но в этой взаимосвязи доминирует анализ, ибо, по Гоббсу, целое и совокупность всех частей его идентичны. Тем самым предельно упрощается задача синтеза, и откровенно проявляется механизм методологии Гоббса.

 Методология Гоббса  ориентирована на познание природы  и общества, т.е. на то, что имеет  свои истоки и свое развитие. Она исключает теологию, потому  что о ее объекте нельзя ничего сказать; она исключает явления, не имеющие телесности, ибо к ним не применимо научное рассуждение; она исключает любые формы откровения, пророчества, астрологию, т.е. все то, что составляет предмет веры, а не науки. Но методология Гоббса ориентирована только на пассивное восприятие предметной реальности на уровне феномена, сущность которой сохраняет свою тайну.

 Эмпиризм позиции Гоббса  проявился и в его социально-философских  взглядах. Он предложил теорию  «общественного договора», которая  до сих пор рассматривается  как методологическое основание  в понимании права и государства.

 Идеалист Беркли, решая  проблему конечного и бесконечного, поднял вопрос о проблеме двух  реальностей: объективной и субъективной. Он разводит идеи (качества) вещей  и душу, воспринимающую эти качества. Первые доступны познанию, вторая  – нет.

 Последователь Беркли  скептик Юм сформулировал тезис  о проблематичности объективного  существования вещей. Содержание  знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциации: по сходству, по смежности и по причинности.

Информация о работе Философия Нового времени