Противники французского
Просвещения распространяли измышления
о его догматичности, на котором
они, в сущности, выдавали материалистическо-антитеологическую
и направленную против социального гнета
определенность воззрений просветителей.
Но при всей категоричности просветительских
отрицаний и утверждений ни одно из них
не высказывалось без солидного обоснования,
подкрепления фактами и аргументами. В
понимании объективной реальности философы-просветители
вовсе не претендовали на всезнание и
обладание абсолютной истиной, сами указывая
на необходимость дальнейшего значительного
углубления знаний. По складу своего ума
и его сознательной методологической
ориентированности они были принципиальными
антидогматиками. Философская мысль Просвещения
находилась, по сути дела, в постоянном
движении, в поиске, в открытии и опробовании
новых путей. В ней не было догматической
окостенелости, даже когда она выступала
в виде систем, поскольку последние являлись
"открытыми". Воззрения Вольтера
и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция Гольбаха,
в наибольшей мере определявших содержание
просветительской мысли, существенно
развивались на всем протяжении их творческой
деятельности. В завершающих произведениях
каждого из великих просветителей заметны
плодотворные перспективы дальнейшего
продвижения философской мысли, постановка
новых проблем, ждущих своего разрешения,
указания на проблемы в знаниях, которые
надлежит заполнить в ходе будущих исследователей.