Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:24, контрольная работа
Шестнадцатые - семнадцатые века - период, обозначивший большие перемены в бытие Европы. Перемены в манере существования, порядку ценностей, духовном мироощущении - всё настоящее нашло собственное отображение в новой проблематике и языке философии. Существенное событие, определившие характер и направление философской мысли, стала научная революция. Её начало в своих трудах открыли Н.Коперник, И. Кеплеp, Тихо де Браге, Г. Галилей, а завершить данную миссию выдалось Ньютону. Философии необходимо осознавать смысл и размах проистекающих перемен и, соответствуя процессу событий завести современников в новоиспеченный мир, мир с иным расположением самого человека в его отношения к природе, обществу, самому себе и богу.
Введение
1 Общая характеристика эпохи.
2 Гносеология Нового времени: эмпиризм и рационализм.
3 Различия эмпиризма и рационализма
4 Выдающиеся мыслители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,
Заключение
Список использованной литературы
Для Декарта материя является предметом изучения метафизики, а материя - предметом изучения физики. Материя - такая субстанция, которая делится до бесконечности. В то же время Декарт не признавал атомов, для него не существовало и пустоты.
Декарт своей теорией заложил основные принципы дуализма - противопоставления двух субстанций: мышление и материя. Он признаёт, что мышление и материя не зависят друг от друга. Субстанция - это такая пещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него - лишь гарант истинности познания. По Декарту, Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни.
Декарт следовал принципу гносеологического оптимизма, в соответствии с которым возможности познания не имеют границ. Главной акциденцией материи по Декарту ,являются протяжение и распространённость. Несмотря нга то, что у материи есть и другие свойства, все они выступают производными по отношению к распространённости, вследствие этого всё можно свести к данному понятию.
Плотно связана с проблемой протяжённости вещей и проблема движения, в источнике которого Декарт видит вне материи тел. Если приведённое в движение тело движется, то его может привести в состояние покоя нечто такое, что находится вне этого поля. Это существовала чётко механистическая позиция. Механика для Декарта выступала как важнейшая конкретизация "всеобщей математики".
В своей физике
Декарт развивает концепцию
Механицизм Декарта проявился во всех других областях исследования, в частности, в объяснении характера деятельности растительных, а в особенности животных организмов. Он явился предшественником открытия абсолютных ответных реакций организма, задолго как эта теория была разработана Павловым. Из данных ключевых положений картезианской философии происходил главный принцип механицизма Декарта, а именно то, что человек представляет собой машину, неповторимую, но все-таки машину, лишённую той или иной души, ни растительной, ни чувствующей. Действия человека в своей непроизвольной, абсолютно рефлекторной форме сходны с действиями животных.
Одним из проявлений механистического подхода к человеку явилось учение Декарта о страстях. Он рассматривает страсти, которыми обладает человеческий организм, больше с физиологической точки зрения, считая, что страсти отражают те или иные действия человеческого тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию, радости, печали.
Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Для Декарта мыслительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим. Однако Декарт все не признает, что материальная и духовная субстанции могут повлиять на направление течения процессов в противоположной субстанции. Более того, Декарт пытался определить центр сосредоточения этой связи чисто механически, а именно: в шишковидной железе мозга. Декарт признавал существование у человека врожденных идей, которые характеризуются независимостью от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий существуют и врожденные аксиомы, как например: "две величины, равные третьей, равны между собой". К врожденным Декарт относил также и логические законы. Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия).
РАЗЛИЧИЯ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА
Последующее развитие Новой европейской философии происходило в творческом противостоянии эмпиристических и рационалистических традиций, до тех пор, пока не наступило время для попыток их синтеза и преодоления.
По сути, и эмпиризм и рационализм были вдохновлены общей задачей борьбы с традицией, олицетворяющей собой мир жизни и культуры европейского средневековья. И этот, и другой были охвачены проблемой достоверности человеческого знания, очищением путей для победного шествия науки. Осознавались проблемы нравственного, общественно - политического и правового бытия европейского человека в контексте важных жизненных перемен. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631г. – 1677г.) и Готфрида Лейбница. Философия Спинозы самим её автором рассматривалась как самостоятельная в своём развитии завершение картезианской философии. Она проникнута теме же интуициями и притязает на более безупречное разрешение проблем, определенных предшественником. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличии от Декарта он становится на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Эта субстанция обладает многочисленным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяжённость и способность мыслить. Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но только ему присущей определенности или, выражаясь метафорически, выражает его на своем языке. В силу этого, порядок и связь идей полностью отвечает порядку и связи вещей, и мучительная для дуализма Декарта проблема отношения души и тела получает более удовлетворительное разрешение. Каждый из атрибутов предстаёт перед нами как множество единичных вещей , в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Человек тем самым, имея душу и тело, познается и вполне протяженности, и в пален мышления. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот. Это единство того и другого открывается нам лишь при условии ясного знания, действия интеллектуальной интуиции. Чувственное (низшее по значению) знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Но именно таким должен быть взгляд на мир подлинной мудрости, которая одновременно преодолевает тщету смутных желаний и рабство человеческих страстей и обретает подлинную свободу в спокойном и ясном миросозерцании. Достижение этого состояния есть высшая задача нравственности. В нем и только в нем человек обретает счастье высшего качества - счастье, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет звучащую у Декарта тему обретения человеком свободы на путях подчинения человеческих страстей разуму. Убежденность в том, что активность человека определена лишь действием ясных идей разума, вело с непреложностью к отождествлению воли и разума, реальной причины и логического основания.
На основе этики Спиноза развивает основные положения своей политической философии. Рационалистисческая доктрина дает четкие основания для классически ясной формулировки идеи государственного договора как разумной основы общественной жизни. Из трех форм государственного устройства: абсолютной монархии, аристократии и демократии - в качестве наилучшей Спиноза выбирает демократию. Ее достоинство он видит в том, что здесь "никто не переносит своего естественного права на другое лицо так, чтобы самому потерять всякое дальнейшее участие в общественных совещаниях". Заметим, что на общем духе и пафосе философии Спинозы сказалась общая атмосфера жизни самой свободной страны тогдашней Европы - Голландии.
Другим выдающимся представителем рационализма был Г. Лейбниц. Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716, так же, как и Б. Спиноза, разрабатывал концепцию субстанции. В этом учении он использовал давнюю идею о единстве макрокосма и микрокосма. Центром его философии было учение о монадах —простых неделимых субстанциях, духовных единицах мироздания. Субстанций-монад бесконечное множество, они имеют духовную, внепространственную природу, чем они похожи на идеи Платона. Первичные качества монад—самостоятельность и самодеятельность. Материя же — пассивное начало, она неспособна к самодвижению и приобретает подвижность лишь благодаря соответствующим монадам.
По степени совершенства, запрограммированного Богом, существует три вида монад, различающихся разной способностью к представлениям:
1 низшие—характеризуются темными представлениями, или пассивной способностью восприятия
2 монады-души—могут иметь ощущен
3 монады-духи — имеют сознание, способность к мышлению.
Соединение первых монад с материей порождает неодушевленные предметы, вторых —живых существ и третьих —людей.
С одной стороны, каждая монада —это отдельный мир в себе, а с другой — отображает и содержит в себе весь мир в целом.
Важнейшая черта всех монад —их целенаправленное развитие. Движущая сила этого развития —внутренняя программа, заложенная в каждой монаде Богом. Конечная цель этого саморазвития, или программа-максимум каждой монады — состояние Бога, бесконечное приближение к которому — природное стремление всех монад. Значение философии Г.В. Лейбница в том, что он первым из философов Нового времени делает попытку преодоления механицизма и провозглашает всеобщий принцип развития и саморазвития, деятельности и внутренней активности.
В противоположность рационализму в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.
Эмпирические и рационалистические методы познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой. Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому нахождение этой «золотой середины», идеальной пропорции необходимо как в научной деятельности, так и в повседневной жизни.
Сформулированные в работах Т. Гоббса и Дж. Локка концепции естественного права и общественного договора стали ключевыми в новом мировоззрении, рожденном эпохой Просвещения, которая по своим временным рамкам входит в философию Нового времени.
В заключении мы можем выделить основные особенности философии Нового времени:
ориентация на гносеологические проблемы, что обуславливалось усилившейся потребностью в разработке методологии науки;
в онтологии оказывается центральной проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц);
в области религии
философия переходит к
приоритет человеческого разума.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий
2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1987.
3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996
4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989
5. Ляткер Я.А. Декарт, - М., 1989
6. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991.
7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.
8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.