Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Философия Нового времени исторической предпосылкой своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI—XVII ст. Для формирования науки Нового времени, характерная ориентация на познание действительности, которая опиралась на ощущение. Одновременно перед философами и учеными возникает вопроса о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значения гносеологической ориентации Новой философии.

Содержание работы

Введение
3
Основная часть.

1.
Эмпиризм философии Нового времени.
4
2.
Рационализм философии Нового времени.
7
3.
Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени. В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
13
Заключение
15
Список использованной литературы
16

Файлы: 1 файл

контрольная В-10.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Философии и социологии

 

Факультет

Финансово - кредитный

Специальность

Бакалавр  экономики


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по дисциплине

Философия

на тему:

Философия Нового времени


 

 

Студент

Климова Евгения  Андреевна

Курс

2

№ группы

заочная

Номер зачетной книжки

11флб00376

Преподаватель

Мануйлов Николай Васильевич


 

 

 

 

 

 

Москва 2012 
План работы

 

 

Стр

Введение

3

Основная часть.

 

1.

Эмпиризм философии  Нового времени.

4

2.

Рационализм философии  Нового времени.

7

3.

Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени. В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?

13

Заключение

15

Список использованной литературы

16

   

 

 

Введение

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Философия Нового времени исторической предпосылкой своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI—XVII ст. Для формирования науки Нового времени, характерная ориентация на познание действительности, которая опиралась на ощущение. Одновременно перед философами и учеными возникает вопроса о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значения гносеологической ориентации Новой философии.

Если ориентация на чувственное и практическое познание провоцируется развитием эмпирической науки, то попытка выяснить взаимосвязь и взаимодействия, закономерно ведет к увеличению рационального рассмотрения, которое ближе к Евклидовой геометрии, чем к аристотелево-схоластической концепции. Поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведет к развитию наука как целого, формируют ее характер и проектируются на сборочные основные направления философского мышления Нового времени.

Главное свое задание  философия Нового времени видит  в разработке и обосновании методов  научного познания. На этой основе формируются  в философии XVII ст. два противоположных направлений: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм провозглашает, что основное содержание научное познание получает из чувственного опыта, в знаниях нет ничего, чего бы раньше не было в чувственном опыте субъекта. Ум не привносит никакого нового знания, а лишь систематизирует данные чувственного опыта. 

Рационализм отмечает, что основное содержание научного знания достигается через деятельность ума, рассудка и интеллектуальной интуиции, а чувственное познание лишь подталкивает ум к деятельности. Идеалом знания, как эмпиризм, так и рационализм, в соответствии с духом эпохи считали математику, а основной характерной чертой истинного знания признавали всецелостность, необходимость, существенность.

 

1. Эмпиризм философии нового времени

Эмпиризм (emperia - опыт) - направление философской мысли, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

Исходя и  познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На память основывается история как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».

Метод для Бэкона выступает как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.

Прежде чем  восстанавливать науки, нужно вскрыть  те факторы, которые привели к  ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум. Такими причинами выступают «идолы». Идолами(призраки) Бэкон называет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом. Призраки создают у человека ложные идеи и представления, препятствуют проникновению «в глубь и в даль природы», превратно истолковывают «подлинное лицо» природы.

 

  • «Призрак рода» - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.
  • «Призраки пещеры»- это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
  • «Призраки рынка» - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
  • «Призраки театра»- это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".

Очистив разум  от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует метод познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истину из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.

Метод пчелы  позволяет перейти к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общего.

Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, можно постичь тайну природы в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, так как его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рационализм философии Нового времени.

 

Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Французского  мыслителя Рене Декарта (1596-1650) так же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.

Декарт не только был великим философом, но и гениальным естествоиспытателем.

В отличие от Френсиса Бэкона, который обращался  к опыту и эксперименту, Декарт аппелировал к разуму и самосознанию.

В основе философии  Декарта лежит дуализм души и тела, мыслящей и протяжённой субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом.

Механистическая черта его мировоззрения проявляется  в рассмотрении мира как совокупности различных механизмов.

Главным средством  достижения знаний считал интуицию и  дедукцию.

Важнейшим положением его методологии и гносеологии, а также главным принципом рационализма стало понятие интуиции. 

Интуиция – это способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.

[1]Декарт склонялся к тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий. Интуиция – прочное, отчётливое понятие  «ясного и внимательного ума». Она более достоверна, чем сама дедукция. Интеллектуальная интуиция является  отправным моментом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Определённая интуиция является началом  каждой из таких цепей.

Дедукция в отличие от интуиции характеризуется опосредованностью при получении истины. Непрерывность – признак истинной дедукции. У интуиции перед дедукцией имеется преимущество в непосредственности.

Эти положения  являются опорными пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному, приходит к постижению истины.

Декарт разрабатывает  правила, которые обеспечивают достижения истины:

  • За истинные считать такие положения, которые не вызывают никаких сомнений.
  • Разделять сложную проблему на части, частные проблемы.
  • Методически переходить от доказанного к недоказанному.
  • Не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.
  • Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности  всего существующего мира.

Сомнение – это акт мышления, который является достоверным сам по себе и Декарт утверждает, что безусловные основоположения всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания.

Естественный  свет разума выявляет достоверное существование  высшего разума – бога. 

В познавательной деятельности Декарт усматривал три класса идей, не одинаковых по своей роли:

  1. идеи, которые каждый человек получает извне, например, идея солнца;
  2. образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме, например, идея солнца, но уже образованная астрономом;
  3. наиболее важная разновидность идей, называемая им врождёнными. Они считались совершенно не зависимыми от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличали ясность, отчётливость, простота.

Философия Декарта  получила название дуалистической,  так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Декартова программа  построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное  воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением абсолютно божественной, субстанции – природе. Субстанция для Спинозы – непосредственно данная, сущность которого заключает в себе необходимое существование, она есть причина самой себя. Свойства субстанции: вечность во времени и её бесконечность в пространстве. Так, понятая субстанция есть то, что называют природой или богом. Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных знаний. Его мировоззрение носит пантеистический характер. [2]Бог, согласно  Спинозе, как бы растворяется в природе, которая есть вечное творческое начало. Только природа в целом, или субстанция, существует необходимо,  только её сущность включает в себя существование. Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты качества, выражающие её сущность, и способы, посредством которых она выражает своё бытие, бесконечны. Человек познаёт субстанцию через два её атрибута – протяжённость и мышление.

Информация о работе Философия Нового времени