Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Философия Нового времени исторической предпосылкой своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI—XVII ст. Для формирования науки Нового времени, характерная ориентация на познание действительности, которая опиралась на ощущение. Одновременно перед философами и учеными возникает вопроса о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значения гносеологической ориентации Новой философии.

Содержание работы

Введение
3
Основная часть.

1.
Эмпиризм философии Нового времени.
4
2.
Рационализм философии Нового времени.
7
3.
Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени. В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
13
Заключение
15
Список использованной литературы
16

Файлы: 1 файл

контрольная В-10.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Окружающий  человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы, определённые состояния единой субстанции, или её конкретные предметы и явления, которые существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к другу, то есть, в конечном счете, к самой субстанции.

 

Субстанция  и её атрибуты составляют собой природу  производящую, или природу произведённую. Субстанция выражает единство мира, а модусы, или состояния субстанции, - его многообразие. Единство и многообразие – две стороны одной и той же природы.

В рамках многообразия каждая вещь, рассматриваемая как  модус субстанции, есть одновременно и тело (модус атрибуты протяжения), и соответствующая этому телу идея – модус атрибута мышления. Самый сложный модус субстанции – это человек, которому соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело.

В противоположность  Декарту, утверждавшему о существовании у человека врожденных идей, Спиноза категорически отрицает их наличие. Вместе с тем он признаёт врожденную способность приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний.

В работе «Трактат об очищении  интеллекта» Спиноза  различает четыре способа приобретения знания, которые исчерпывают, по его мнению, всю познавательную деятельность человека.

  1. Получение знания понаслышке. Этот способ Спиноза сразу же отбрасывает, так как этот метод религии, которая ссылается на авторитет Священного писания и священного предания.
  2. Приобретение знания из беспорядочного опыта, т.е. опыта, который не определяется разумом, поскольку наблюдение носит случайный характер. Этот способ познания Спиноза ограничивает житейским обиходом. Для научного исследования такой метод не пригоден потому, что на его основе можно понять лишь случайные признаки, а не сущность.
  3. Приобретение знания заключается в нахождении причин на основе следствий или выведения сущности вещи из некоторого общего понятия.
  4. Познание через сущность вещи. Только этот способ познания, который Спиноза называет интуитивным, дает нам безошибочное, адекватное, строго соответствующее сущности вещи знание.

«Свобода  есть познанная необходимость», - так сформулировал       Б. Спиноза путь  человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и переходящий характер перипетий своей жизни.

Великий немецкий философ и математик, открывший дифференциальное и интегральное исчисление, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад.

«Монада, - согласно Лейбницу, - есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей»

Монады как  субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным путем.

Являясь духовными  сущностями, находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную определенность, отличающую их друг от друга. Лейбниц различает три вида монад по степени их развития:

1) монады низшей степени развития, которые обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е.  предметы неживой природы;

2) монады – души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный  животный мир;

3) монады – духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Они определяют природу человека.

Рационализм в  учении Лейбница о монадах выразился  в том, что постичь монады можно только разумом

Столь же рационалистической является и теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма.

Он выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта».

  • «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Но Лейбниц в отличие от Декарта считает, что врожденные идеи не даны сразу ясно и отчетливо, а находятся в интеллекте в зародышевом состоянии и лишь постепенно развиваются до полного осознания. Особенностью «истин разума»  выступает их всеобщность и необходимость, что, характерно, прежде всего, для логического и математического знания.
  • «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» Лейбниц считает индукцию. К  «истинам факта» он относит законы природы, открываемыми естествознанием. Признавая роль «истин факта» в человеческом познании, Лейбниц, тем не менее,  наделяет «истины разума» более высоким статусом.

Рационалистическая  система Г.В. Лейбница явилась завершением  рационалистической тенденции в философии XVΙΙ в. и предшественницей немецкой классической философии.

 

 

 

 

3. Социально-политические концепции  
в философии нового времени.

 

 

Социально –  политические концепции в философии  Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т.Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти.  Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

 

 

Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти:

  • демократию
  • аристократию
  • монархию

Наилучшей формой он считал абсолютную монархию, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон  Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Он является одним из основателей либерализма. Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. К основным неотчуждаемым правам человека Локк относил: право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать. Социально-политические концепции т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

 

Заключение

 

На философскую  мысль Нового времени решающее влияние  оказали утвердившееся в естественных науках опытно – экспериментальные методы исследования, материальное осмысление природных процессов. Усилилось взаимодействие философии и науки, в связи с этим в философских  исследованиях резко повысился интерес к проблемам теории познания и методологии Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии:

  • Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека, либо «коллективного» человека. Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
  • В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
  • Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания.
  • Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление.
  • Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
  • Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.

Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. -4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

2.

История мировой  философии. – М.: АСТ, 2007

3.

История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 2008

4.

[1]Декарт Р. Правила для руководства ума. // Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., Мысль. 1989. Т.1.

5.

[2]Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: Высшая школа, 2008.

6.

Философия: Энциклопедический  словарь. – М.: 2004

7.

Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997.

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


Информация о работе Философия Нового времени