Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:34, лекция

Описание работы

Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII - нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.
Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

Файлы: 1 файл

философия нового времени.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Наиболее яркое выражение  философские идеи Просвещения получили во Франции в период 1715 (год смерти Людовика XIV) и 1789 (штурма Бастилии) годов.

Философия французских  просветителей

В философии французских  просветителей критика религии, церкви и социального неравенства  приняла наиболее радикальные формы. К достижениям французского философии  этого периода можно отнести  и развитие материалистической философии  при подавляющем господстве идеалистических  систем в новоевропейской философии  в целом.

Наиболее видными философами просветительского плана уже  в XVII веке выступили Пьер Бейль, Жан Мелье.

Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер (так называемые «энциклопедисты», возглавившие работу над созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»). Наиболее последовательные материалистические учения создали Этьен Бонно де Кандильяк, Жюльен Офре дэ Ламетри, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) - философ, публицист, писатель. Вольтер прославился прежде всего резкой и остроумной критикой религии и церкви. Согласно Вольтеру, источником религии является невежество, фанатизм и обман. Религия возникает тогда, считает Вольтер, когда встречаются мошенник и глупец. Философия для Вольтера - не столько теория, сколько орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества.

Выступая с идеей равенства, Вольтер понимает равенство людей  лишь как равенство политическое, равенство перед законом и  правом. Социальное и имущественное  неравенство он считает предпосылкой сохранения общественного равновесия.

Жан Жак  Руссо (1712-1778) тоже не ограничивался философским творчеством: он является автором художественных и публицистических сочинений.

В отличие от Вольтера, имущественное  неравенство, являющееся основой всякого  другого неравенства, он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию человека», его природе, а является продуктом развития цивилизации, результатом возникающего при цивилизации  разделения труда. Таким образом, Руссо  выступает с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует «искусственные потребности». Поэтому, веря в прогресс, Руссо рассматривает будущее как абсолютизированное прошлое: будущее справедливое и разумное общество должно быть возвратом к «естественному состоянию человека». В этом состоянии все люди равны, нравственно не испорчены.

Поль  Анри Гольбах (1723-1789) в своей основной работе «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» сформулировал основные идеи механистического материализма.Согласно Гольбаху, все явления природы можно редуцировать (свести) к различным формам движения материальных частиц. Природа - совокупность различных движущих сил материи. В отличие от деистов, которые считали Бога первоисточником движения, Гольбах считал движение присущим самой материи. Недвижущейся материи не существует. Жизнь и сознание - тоже продукт материи.

Гольбах придерживался строгого детерминизма: весь мир пронизан сетью  причинных связей, случайностей не существует.

Гольбах пытается перенести  законы природы на объяснение общественных явлений, однако в социальной философии  он все же остается идеалистом.

6. Немецкая классическая  философия

Вторая половина ХVIII - первые десятилетия ХIХ веков в истории Германии отмечены нарастающим подъемом духовной культуры. На фоне относительно отсталых, по европейским меркам, социально-экономических условий и раздробленности страны немецкое искусство и философия достигли необычайного расцвета. В них нашли свое воплощение идеалы Просвещения, жажда перемен и одновременно ценности знания, труда, нравственного благочестия и искренней религиозности, разделявшиеся тогда самыми широкими слоями немецкого общества.

Немецкая классическая философия - это прежде всего философия  
И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из названных философов является создателем оригинальной философской системы, детально разрабатывающей все разделы философского знания. Развитие понятийного аппарата, логическое совершенство философии достигли в немецкой классике того пика развития, до которого европейская философия не поднималась со времен средневековой схоластики. Будучи вершиной развития новоевропейской философии, немецкая классическая философия одновременно выступает и как её самокритика.

В философии И. Канта подвергается критике просветительский культ  разума в его гносеологическом аспекте: Кант приходит к выводу о наличии  границ рационального познания.

В философии Фихте происходит наиболее решительное (в рамках новоевропейской  философии) преодоление методологического  объективизма: построение своей философской  теории Фихте начинает с субъекта - с автономного и свободно действующего Я, предвосхищая, тем самым, методологический субъективизм неклассической философии  ХХ века.

Немецкая классическая философия (в лице прежде всего Шеллинга и Гегеля) выступает с критикой новоевропейского механицизма. В философии Гегеля получает систематическое выражение новое видение мира - диалектическое, согласно которому развитие считается универсальной характеристикой бытия, познания и общества.

С утверждением диалектического  учения связано также преодоление  антиисторизма в понимании общества, характерного даже для лучших умов Просвещения.

В философии позднего Шеллинга происходит выход за рамки новоевропейского рационализма и предвосхищение иррационалистических тенденций неклассической философии  в понимании человека, свободы, бытия.

Философия Л. Фейербаха, продолжая  просветительскую критику религии, вносит в неё принципиально новый  момент: он глубоко и подробно исследует  гносеологические корни религии, делая  вывод о том, что она, в сущности своей, есть неадекватная форма самосознания человека: представления о Боге есть, фактически, представление человека о самом себе только в отчужденной  форме. На основе этого вывода Фейербах создает самую последовательную (в рамках новоевропейской философии) материалистическую систему - философию  «антропологического материализма».

Рассмотрим подробней  наиболее значительные системы немецкой классической философии - философию  Канта и Гегеля.

Философия И. Канта

Философия И. Канта (1724-1804) - завершение и одновременно критика Просвещения. Она положила начало последней фазе развития классической европейской  философии, представленной школой немецкого  идеализма. Особое место философии И. Канта объясняется еще и тем, что именно к его идеям возвращалась новейшая, уже неклассическая мысль ХIХ и ХХ столетий.

Основной проблемой философии, её «первым» и «последним» вопросом И. Кант считал проблему сущности человека: «Кто есть я, человек?». Чтобы ответить на этот вопрос, философия должна ответить еще на три: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что  я могу надеяться?».

Отвечая на первый вопрос, И. Кант подвергает критике гносеологический оптимизм Просвещения и ставит под  сомнение принцип объективизма новоевропейской  философии. В трактате «Критика чистого  разума» И. Кант обосновывает и развивает  позиции агностицизма. Агностицизм - это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей (термин появился позднее: был введен в ХIХ веке английским ученым Т. Гексли).

И. Кант доказывает, что человеческому  разуму не доступна «вещь-в-себе», то есть объективный мир сам по себе, независимый от человеческого восприятия. Человеческое познание неизбежно субъективно: оно возможно только на основе априорных (доопытных) форм чувственности, рассудка и разума. Наука развивается на основе априорных синтетических суждений, то есть суждений, дающих новые знания об объекте и имеющих при этом всеобщий характер. Всеобщность не дана человеку в опыте, его опыт всегда ограничен, не универсален. Но наука всё-таки существует.

Математика как наука  возможна в силу наличия у человека априорных форм чувственности: пространства и времени, через которые происходит упорядочивание внешних и внутренних ощущений.

Естествознание как деятельность рассудка (рассудок - это способность  к суждениям) возможно только на основе наличия у рассудка априорных  категорий (причинности, закономерности и т. д. - всего Кант выделяет 12 категорий).

Философия - это деятельность разума, а разум - это способность  делать умозаключения. Однако И. Кант убедительно доказывает, что человеческий разум своими собственными силами не может разрешить основные философские проблемы: 1) ограничен ли мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен? 2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует? 3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости?

4) существует бог или  нет? Эти проблемы И. Кант  считает антиномиями чистого разума. На их примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления - не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».

Однако помимо чистого  разума существует разум практический. Кант имеет в виду человеческую волю, но, будучи сыном эпохи рационализма, называет ее практическим разумом. Деятельность практического разума невозможна без априорных идей: бога, свободы и бессмертия души. Таким образом, антиномии, не разрешаемые теоретически, разрешимы практически: в жизни и деятельности человека. Например, человек может бесконечно сомневаться в существовании бога, в рамках чистой мысли переходя от неверия к вере и наоборот. Однако его практическая деятельность, его жизнь в целом однозначно решают этот вопрос: если поступки человека несли в себе добро и уважение к людям, значит, человек верит в бога. И. Кант считает, что вопрос бога - это вопрос веры, а не знания; вопрос, решаемый волей (практическим разумом), а не интеллектом (чистым разумом).

Аналогично решается и  проблема свободы: человек не может  решить эту проблему чисто теоретически. Однако если он берет на себя ответственность  за совершенные поступки, значит, он признает ее существование, значит, он признает себя как нравственную личность. Самого себя человек может осознавать двойственно: как эмпирический характер (внешние, феноменальные характеристики) и как трансцендентную личность (внутренне, сущностно). Эмпирический характер подчинен необходимости, но жизнь личности невозможна без свободы.

Именно через свободу, которую развитая личность открывает  в себе, человек выходит на путь нравственных исканий. Неизбежный итог этих исканий - идея бога. Здесь - в вопросе  о соотношении нравственности и  религии - Кант выступает против большинства  философов Просвещения, которые  считали религию обманом народа, но все-таки оплотом его нравственности. И. Кант усматривает истоки нравственности внутри человека. В своём этическом  учении Кант выступает против господствующего  эвдемонизма, склонного видеть главное  предназначение человеческой жизни  в счастье. Не погоня за удовольствиями и счастьем, а исполнение нравственного долга - единственное, что может удовлетворить личность человека, считает И. Кант. Свое представление о сущности нравственности он формулирует в знаменитом категорическом императиве: «поступай так, чтобы другой человек был всегда для тебя целью, но никогда - средством».

Философия Гегеля

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) - вершина  развития немецкой идеалистической  философии. Диалектическиеидеи, то есть представление о развитии мира, причинах и законах этого развития, которые встречались в европейской философии ещё с античности, получили у Гегеля своё окончательное системное оформление. В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом.

Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие - развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию. Сущее в своей основе есть, таким образом, мысль: все действительное разумно, а всё разумное - действительно.

Процесс развития обусловлен наличием внутренних противоречий. Он проходит три фазы движения: тезис, его противоположность - антитезис, в итоге происходит снятие противоположностей - синтез. Природа является антитезой  бога, она есть внешнее, окаменевшее  воплощение духа. Однако в природе  постепенно, по мере перехода к более  высоким её уровням, дух снова  «просыпается», возвращается к самому себе. Этот «возврат» происходит в  человеке. Через человека абсолютная идея постигает саму себя. Однако это  возможно только на высшей стадии развития человека, а именно на стадии свободной, мыслящей личности, то есть когда человек  становится философом.

Философия (наряду с искусством и религией) является формой «абсолютного духа» (высшей формой). Гегель выделяет также предшествующие абсолютному духу «субъективный» (индивидуальное развитие человека) и «объективный дух» (дух народа, семья, мораль, право, государство). В рамках философии объективного духа Гегель развил свое учение о государстве и праве. Гегель выступает против просветительской абсолютизации естественных прав отдельного человека и теории «общественного договора». Он рассматривает государство как шествие бога в мире, как действительность нравственной идеи, как реализацию свободы. Свобода по Гегелю - это познанная (осознанная) необходимость.

Диалектика является у  Гегеля одновременно и методом мышления. Диалектический метод предполагает отказ от абсолютного противопоставления понятий, рассмотрение истины как процесса. Поэтому использование диалектического  метода позволяет преодолеть кантовский агностицизм, основанный на противопоставлении субъекта и объекта познания. Сущность вещей и их явления взаимосвязаны. Поэтому познание явления открывает  путь к познанию сущности («вещи-в-себе» по И. Канту). Конечно, истину нельзя постичь сразу и окончательно. Постижение истины - длительный процесс, предполагающий развитие субъекта познания: истина в минимальной степени доступна ребенку, в большей степени - взрослому, в максимальной степени - философу. В принципе, диалектический метод допускает бесконечность познания. Однако идеалистическая система Г. Гегеля является замкнутой. Это противоречие между системой и методом в гегелевской философии осталось непреодолённым.

7. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

В современной литературе нет единого мнения, к какому периоду  развития философии отнести философию  К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895): к новоевропейской философии  или к новейшей. Очевидна неразрывная  связь этой философии с новоевропейскими традициями, однако многие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса выходят за рамки  новоевропейской философии и  предвосхищают ведущие интенции философии новейшего периода.

Информация о работе Философия нового времени