Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в философии.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Эмпиризм философии Нового времени…………………………..4
Рационализм философии Нового времени……………………….7
Заключение ………………………………………………………...10
Назовите основные социально-политические
концепции в философии Нового времени,
перечислите сходство и различия
концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве
и о правах и свободах личности………………………………….11
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 28.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………….3
  2. Эмпиризм философии Нового времени…………………………..4
  3. Рационализм философии Нового времени……………………….7
  4. Заключение ………………………………………………………...10
  5. Назовите основные социально-политические

 концепции в философии Нового времени,

перечислите сходство и различия

концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве

 и о правах и свободах  личности………………………………….11

  1. Список литературы ………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Предпосылки   для  формирования  философии   нового  времени  связаны   с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и  теологии  на  проблемы натурфилософии. В  17  веке  интерес  философов  был  направлен  на  вопросы познания –  Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода  в философии.

     Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания. 
Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия). 
     Изменяется предмет философии, а сами философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Коренной перелом в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и приемов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. Огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно остро поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактном, о логическом мышлении, об истине. 
При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм и рационализм. 

 

Эмпиризм философии Нового времени.

     Родоначальник эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.

     Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах. Эмпиризм - философско-гносеологическое направление, которое в качестве основы знаний называет чувства и опыт. Бекон дает новое определение философии. Это наука о реальном мире. Она должна познавать природу и способствовать господству человека над ней. Философия это средство решения социальных проблем. Бекон приверженец теории 2-х истин. Наука основана на знании. Главный предмет философии - мир, постигаемый чувствами. Главный метод философии - индукция (метод обобщения от частного к общему). Индукция по Бекону - форма доказательства, которая присматривается к чувствам, стремиться постичь естественный ход вещей.

     Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается основа история как описание фактов, на    воображении   – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Кроме философии, Бэкон выделяет так же и «первую философию», или собственную философскую науку, которая включает «естественную тиологию» (косвенное познание бога через факты природы), «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».

                       Заблуждение разума, или «идола».

     Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находятся сейчас не в предмете, не  во внешних, независящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путём, иным методом.    

Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к бедующим открытиям и изобретениям,кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.     

 Прежде чем восстанавливать науки,  нужно вскрыть те факторы, которые  привели к её отставанию от  жизни и опыта. Созидательный, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум,  его проницательность.

Такими  причинами выступают «идолы» . Идолами Бэкон называет заблуждение разума, искажающее познания. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.   

 Первый вид заблуждений –  «призраки рода». Они вскормлены самой человеческой природой, и являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.    

 Второй вид заблуждений –  «призраки пещеры» - происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях.    

 Третий вид заблуждений «призраки рынка» - проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех,  так как «они внедрены в разум согласованием слов и имён».    

 Четвёртый вид заблуждения – «призраки театра» связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. «Истина – дочь времени, а не авторитета?».    

                         Методы познания: индукция, дедукция, анализ.      

Отчистив разум от призраков, следует выбрать метод познания, Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы. Который состоит в умственной переработке опытных данных подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд.    

 Метод пчелы позволяет, по Бэкону, прийти к познанию природы  вещей.   

 Каким же образом следует познавать  вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Бэкону, - компас корабля науки. Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе её познании. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы в целом и тем самым добиться власти над природой. Эмпирическая философия Бэкона, его призыв обратиться к опыту оказал сильное влияние на становление экспериментального естествознания 17века.  

 

 

Рационализм философии Нового времени

 

   Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

     Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).      Декарт был одним из тех  мыслителей, кто тесно связал  развитие научного мышления с  общими философскими принципами. Он подчёркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвлённую крону – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т. д.     

 В своих поисках Декарт встал  на позиции скептицизма, или сомнения во всём. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение:«Мыслью, следовательно, существую», поскольку акт сомнения в нём означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение «мыслю, следовательно, существую» - основа философии Декарта.

 С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно  применять его. С целью научиться  хорошо применять ум он и  разработал свой метод. В нем  четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В философии Нового времени выделяются две теоретически обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека. Первая разрабатываемая концепция получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма. Другая концепция – философия Р.Декарта, рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и явившийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма. 
Отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел Р. Декарт. Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего.  
Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не явились бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени, перечислите сходство и различия концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности.»

 

Локк, как и Гоббс, рассматривает индивида в качестве основного элемента и трактует государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного состояния. Учение о естественном состоянии не выступает в качестве теории о появлении государства, о том, как оно действительно возникло, а является теорией, которая объясняет, что такое государство, и таким образом легитимирует государство. 
Однако Локк придерживается более умеренного варианта понятий индивида и государства, чем Гоббс. Для него не существует войны всех против всех, принципа самосохранения и абсолютизма. Существуют лишь свободные граждане, которые, преследуя свои разумные интересы, живут в правовом обществе с представительскими формами правления. В этом обществе индивиду гарантируются определенные права, в частности право владения собственностью.

Информация о работе Философия нового времени