Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 11:46, курсовая работа
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в философии.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).
Введение…………………………………………………………….3
Эмпиризм философии Нового времени…………………………..4
Рационализм философии Нового времени……………………….7
Заключение ………………………………………………………...10
Назовите основные социально-политические
концепции в философии Нового времени,
перечислите сходство и различия
концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве
и о правах и свободах личности………………………………….11
Список литературы …………………………………………
Содержание:
концепции в философии Нового времени,
перечислите сходство и различия
концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве
и о правах и свободах личности………………………………….11
Введение.
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в философии.
Для философии
Нового времени характерна сильная материалистическая
тенденция, вытекающая, прежде всего из
опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются
Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт
(Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц
(Германия).
Изменяется предмет философии,
а сами философы сосредотачивают свое
внимание на решение вопроса о соотношении
материи и сознания, а также на логико-гносеологических
проблемах. Коренной перелом в развитии
естествознания, появление и развитие
частных методов и приемов исследования
в области естественных наук поставили
перед философией задачу обобщения их
достижений и разработки общефилософского
метода, а также проблему соотношения
философии с частными науками. Огромные
успехи в развитии естественных наук и
связанные с ними изменения в области
методологии научных исследований чрезвычайно
остро поставили перед передовой философией
и такие теоретико-познавательные проблемы,
которые касаются существа самого познавательного
процесса, а именно: о происхождении познания,
его источнике; о соотношении чувственного,
опытного и рационального в познании;
о познавательной роли чувственного опыта
и абстрактном, о логическом мышлении,
об истине.
При решении этих вопросов философы Нового
времени разделились на два основных направления:
эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм философии Нового времени.
Родоначальник эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.
Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах. Эмпиризм - философско-гносеологическое направление, которое в качестве основы знаний называет чувства и опыт. Бекон дает новое определение философии. Это наука о реальном мире. Она должна познавать природу и способствовать господству человека над ней. Философия это средство решения социальных проблем. Бекон приверженец теории 2-х истин. Наука основана на знании. Главный предмет философии - мир, постигаемый чувствами. Главный метод философии - индукция (метод обобщения от частного к общему). Индукция по Бекону - форма доказательства, которая присматривается к чувствам, стремиться постичь естественный ход вещей.
Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается основа история как описание фактов, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Кроме философии, Бэкон выделяет так же и «первую философию», или собственную философскую науку, которая включает «естественную тиологию» (косвенное познание бога через факты природы), «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».
Заблуждение разума, или «идола».
Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находятся сейчас не в предмете, не во внешних, независящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путём, иным методом.
Для Бэкона правильный метод –
Прежде чем восстанавливать
Такими причинами выступают «идолы» . Идолами Бэкон называет заблуждение разума, искажающее познания. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
Первый вид заблуждений – «
Второй вид заблуждений – «
Третий вид заблуждений «
Четвёртый вид заблуждения – «призраки театра» связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. «Истина – дочь времени, а не авторитета?».
Методы познания: индукция, дедукция, анализ.
Отчистив разум от призраков, следует выбрать метод познания, Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы. Который состоит в умственной переработке опытных данных подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд.
Метод пчелы позволяет, по
Каким же образом следует
Рационализм философии Нового времени
Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчёркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвлённую крону – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т. д.
В своих поисках Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всём. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение:«Мыслью, следовательно, существую», поскольку акт сомнения в нём означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение «мыслю, следовательно, существую» - основа философии Декарта.
С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.
Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.
Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.
Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».
Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.
Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.
Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.
Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.
Заключение
В философии Нового времени
выделяются две теоретически обоснованные
концепции познания и проникновения в
тайны природы и человека. Первая разрабатываемая
концепция получила название эмпирического,
сенсуалистского, метафизического материализма.
Другая концепция – философия Р.Декарта,
рационализм, оказавший влияние на последующую
европейскую мысль и явившийся теоретической
основой эстетики и искусства классицизма.
Отличным от Бэкона, путем в разработке
проблем методологии научного исследования
пошел Р. Декарт. Но поскольку Бэкон и Декарт
были людьми одной эпохи, их философские
системы имели и много общего.
Главное, что сближало Бэкона и Декарта,
— это разработка проблем методологии научного
исследования. Как и у Бэкона методология
Декарта носила антисхоластическую направленность.
Эта направленность проявлялась, прежде
всего, в стремлении к достижению таких
знаний, которые усиливали бы власть человека
над природой, а не явились бы самоцелью
или средством доказательства религиозных
истин.
«Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени, перечислите сходство и различия концепций Гоббса и Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности.»
Локк, как и Гоббс, рассматривает
индивида в качестве основного элемента
и трактует государство как результат
общественного договора между индивидами,
заключенного с целью прекращения естественного
состояния. Учение о естественном состоянии
не выступает в качестве теории о появлении
государства, о том, как оно действительно
возникло, а является теорией, которая
объясняет, что такое государство, и таким
образом легитимирует государство.
Однако Локк придерживается более умеренного
варианта понятий индивида и государства,
чем Гоббс. Для него не существует войны
всех против всех, принципа самосохранения
и абсолютизма. Существуют лишь свободные
граждане, которые, преследуя свои разумные
интересы, живут в правовом обществе с
представительскими формами правления.
В этом обществе индивиду гарантируются
определенные права, в частности право
владения собственностью.